Б.А. Рыбаков пишет о символике засеянного поля следующее: «Поле вспахивалось в двух направлениях (борозда в одну сторону, борозда в противоположную сторону), а затем боронилось в двух направлениях, нередко перпендикулярных бороздам. Так ежедневный ритм основной земледельческой работы создавал представление о движении вперед и назад, влево и вправо, к которому добавилось представление о постоянных географических координатах (тоже очень привычных для земледельца): север — юг, запад — восток. Отсюда — идеограмма поля — квадрат, пересеченный крест-накрест, с точками-семенами, и идеограмма солнца в виде диска, пересеченного крестом, так как земные координаты определялись по солнцу.
Внимание к четырем сторонам света видно в той тщательности, с которой ориентировали трипольцы [представители археологической культуры, распространённой в VI–III тыс. до н.э. в Дунайско-Днепровском междуречье; наибольший расцвет трипольской культуры пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н.э., — прим. В.] среднего периода свои жертвенники.
Родившись в представлениях энеолитических земледельцев, принцип четырехкратности прошел через все эпохи и дожил в этнографии до близкого нам времени. В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя магическим рисунком со всех четырех сторон, в заговорах предписывается обращаться “на все четыре стороны”, в сказках враги могут грозить герою “со всех четырех сторон” и т.п.
Принцип четырех сторон был важной вехой в познании мира, и не удивительна долговечность как самих представлений, так и тех графических форм, в которые древние земледельцы сумели облечь свои новые понятия о пространстве.
В том же 1965 г., когда вышла моя статья о трипольской символике, но двумя номерами журнала позже (в № 3) древним символам плодородия посвятил очень интересную статью А.К. Амброз, признавший, что “шашечный ромб” (так он называет ромбо-точечный узор) — “скорее всего знак земли-почвы, обработанной для посева... точки могли изображать семена”.
На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее IV тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это ещё раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой вспаханного поля (четыре сомкнутых ромба) или засеянной семенами нивы (ромбы с точками в их середине)» (цит. по изд.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. С. 49–50).
Заметим, что иногда символы, имеющие в своём начертании вертикаль, трактуются как «мужские», а не имеющие — подобно поставленному на угол ромбу — как «женские». В дополнение к вышесказанному «Засеянное Поле» можно рассматривать как символическое изображения женского лона или Всеродящего Лона Великой Богини-Матери, одними из воплощений Которой и является Мать — Сыра Земля.
Велеслав
Нет комментариев