– Тема тульской металлургии всегда была неразрывно связана с деятельностью тульской археологической экспедиции, – рассказывает директор Музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко. – И по-другому, наверное, и быть не могло. Не случайно говорят, что туляк – стальная душа. Следы металлообработки постоянно встречаются нам при изучении памятников различных эпох. И здесь очень важно восстановить всю цепочку от зарождения металлургии до современных промышленных комплексов. Мы стараемся глубоко изучить этот вопрос, чтобы хорошо себе представлять, какой историей мы обладаем и чем гордимся.
– В любой местности существует то, что является основой жизни, – говорит ученый секретарь музея Алексей Воронцов. – Тула, мы знаем, веками оружье ковала. А из чего куют оружие? Естественно, из металла. Без черной металлургии, без развития кузнечного производства появление Тулы как промышленного центра было невозможно. А, в свою очередь, если бы не было заводов, Тула не была бы сегодня богатым и комфортным городом. И история производства отвечает на вопрос, почему же город таким стал.
Вроде бы всё логично в рассуждениях археолога Воронцова, вот только долгое время никто практически никакого внимания на результаты раскопок тульской археологической экспедиции не обращал. Туляки в основном знали о первых в России железоделательных заводах купца голландского происхождения Андрея Виниуса близ нынешнего села Торхово Большой Тулы, но не более того.
– У большинства складывалось впечатление, что вот приехал голландец Виниус, привез иноземных мастеров и подарил России металлургическую промышленность, – усмехается Воронцов. – Но все наши исследования за последние годы говорят о совершенно обратном – о том, что металлургия на тульской земле зародилась в очень раннее время.
Слово «наши» Воронцов использует не напрасно – сам входит в состав археологической экспедиции. Однако изучение металлургического производства началось еще тридцать лет назад Андреем Наумовым в ходе раскопок в селе Монастырщино – на нынешней территории «Куликова поля». Его научные работы по этой теме уже давно известны в кругах ученых.
В 1990-е годы, несмотря на проблемы с финансированием изысканий, тульская археологическая экспедиция продолжала работать – активно изучались как раз Городищенские заводы Виниуса. И хотя их считают первыми железоделательными вообще в России, широкого резонанса результаты исследований не получили, поддержки тоже – может быть, просто эпоха не располагала к тому, чтобы сохранять и анализировать прошлое.
Но это археологов не остановило. Нам, обывателям, остается только недоумевать: неужели в XXI веке еще могут оставаться какие-то исторические тайны, притом в таком индустриально развитом регионе, как Тульская область? Оказывается, могут! В 2015 году ученые исследовали территорию тульских засек – в рамках подготовки к празднованию 500-летия возведения Тульского кремля – и нашли совершенно уникальный памятник археологии, связанный с добычей железной руды, металлургическим производством и металлообработкой. Это был комплекс поселений XIV–XV веков близ деревни Малая Стрекаловка к югу от Тулы. О нем еще пойдет речь ниже, здесь скажем лишь, что счастливая звезда наконец улыбнулась археологам: на их находки обратили внимание в областном правительстве. По инициативе губернатора Алексея Дюмина была разработана трехлетняя, с 2020-го по 2022 год, программа изучения поселений древних металлургов на тульской земле. Поддержку оказал также Промышленно-металлургический холдинг. Благодаря этому ученые, например, смогли использовать новейшую технологию лазерного сканирования лесов с воздуха (ЛИДАР).
– Когда просто идешь по засеке, невозможно увидеть нужные объекты – антропогенные выработки, то есть места, где добывали руду, жилищные западины, курганы и так далее, – поясняет Воронцов. – Лазерное сканирование дает возможность «убрать» завесу лесов и детально увидеть, каким было древнее поселение – вплоть до планировки улиц и мест расположения усадеб.
За 30 лет в Тульской области найдено и исследовано 20 производственных теплотехнических сооружений (печей, горнов), сырье, полуфабрикаты, заготовки, готовая продукция, отходы производства, инструменты мастеров. Всё это сложилось в некую историческую цепочку, которая скоро будет доступна для осмысления не только специалистам, но и каждому тульскому школьнику.
Престижное занятие XIV века
Так как же находки и исследования приближают нас к ответу на вопрос, почему Тула стала мощным промышленным центром и, как результат, довольно богатым городом?
Ученые узнали, что племена, жившие в глубокой древности, стали интересоваться нашей территорией в том числе благодаря Тульскому железорудному бассейну, иначе говоря – наличию у нас сырья, которое к тому же было легко добывать. Некий барон Сигизмунд Герберштейн, посетивший Россию в первой половине XVI века, отмечал, что рядом с Серпуховом и Каширой «прямо на ровном месте добывается железная руда». Кстати, железные руды Тульского района были весьма чистым и высокосортным материалом для древних металлургов. Содержание железа в нем колеблется от 35 до 52 процентов, составляя в среднем около 45 процентов; лучшие из них могут содержать до 60 процентов железа.
Нет комментариев