Великое множество пострадавших за Христа в 20 веке. Их подвиг совсем рядом, их голоса слышны сквозь года.
В этот памятный день вспомним священнослужителей «Троянских» …
На «6 Шахте» жила семья геолога твердых полезных ископаемых Троянского Дмитрия Петровича, по воспоминаниям наших старожилов - это люди были образованные, начитанные, интеллигентные, но немного скрытные…Причину этого удалось узнать только сейчас от его сына - Влада. Их корни происходили из потомственной семьи священнослужителей…
*****************************************************
1. Отец Троянского Дмитрия Петровича - Троянский Петр Ефимович - 1874 г.р., настоятель Христорождественской церкви с. Студенки г. Липецка был осужден тройкой при УНКВД СССР по Воронежской обл. 25.12.1937 Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 3 января 1938 года.
Реабилитирован прокуратурой Липецкой области 10 апреля 1989 года.
Согласно архивным документам в январе 1919 года отцу Петру Троянскому пришлось впервые как настоятелю храма вступить в контакт с новыми властями – Сокольский волостной Совет провел изъятие из церкви метрических книг и исповедальных ведомостей, хранившихся в ней с 1816 года. В апреле 1935 года советская власть предприняла попытку лишить храмовую звонницу «голоса». 8 апреля президиум Липецкого горсовета рассмотрел вопрос о снятии колоколов Христорождественской церкви и постановил: «1. Учитывая значительную потребность страны в цветных металлах, санкционировать снятие колоколов. 2. Обязать депутатскую группу Студёновской пригородной слободы и горфо провести большую подготовительную работу среди населения о необходимости снятия колоколов». Во время Великого поста в первых числах апреля 1935 года стало известно, что власти имеют намерение послать 10 апреля бригаду рабочих для снятия колоколов с Христорождественской церкви в селе Студенки. На рассвете этого дня староста храма Акулина Ивановна Титова пришла к церковному сторожу и предупредила, что в этот день приедет бригада по сбору металлолома, и попросила не давать снимать колокола. После этого она обошла с таким же предупреждением верующих женщин, а затем, взяв ключи от храма, уехала в Липецк к епископу Уару. Пришедшая в этот день бригада рабочих, найдя двери храма запертыми, отбыла восвояси, а староста, встретившись с епископом, сообщила ему, что имеет намерение ехать в Воронеж с жалобой на незаконные действия местных властей. Владыка ответил, что её поездка окажется безрезультатной, что если власти решили снять колокола, то они их снимут. А власть что в Липецке, что в Воронеже – одна и та же. Акулина Ивановна послушалась совета владыки и вернулась домой. 19 апреля к вечеру снова прибыла бригада рабочих. На этот раз ключи от храма были у сторожа, он отдал их, и рабочие приступили к снятию колоколов. Но поскольку время было позднее и уже стемнело, они успели лишь оторвать язык у большого колокола и сбросить его на землю. Ночью староста уговорила деревенских мужиков поднять язык на колокольню, что те и сделали. Рано утром бригада из четырех рабочих, приступившая к сбрасыванию колоколов, обнаружила, что язык большого колокола возвращен на свое место. Рабочие стали сбрасывать колокола, начав с меньших. Тем временем около колокольни собралось около пятидесяти женщин, которые стали шумно протестовать и кричать, но поскольку это не помогало, то они разобрали инструменты, и работы из-за этого и на этот раз пришлось прекратить. Спустившись с колокольни, рабочие столкнулись с толпой женщин, которые кричали, называя их кровопийцами. Те проследовали в сельсовет и вызвали оттуда по телефону милицию. Вскоре приехали два конных милиционера с винтовками и стали угрожать женщинам расправой и применением оружия. Затем в течение месяца власти арестовали священника, диакона, старосту храма и наиболее активных прихожан. Все они были заключены в тюрьму Липецка.
Закрытие Христорождественского храма произошло в 1937 году – в документах 1940 года церковь значится как фактически неработающая уже в течении трех лет. Некоторое время здание церкви использовалось как складское помещение.
В 1943 году по настоятельной просьбе прихожан храм разрешили открыть, и в нем начали совершаться богослужения. Это был в Липецке храм, открытый в годы советской власти после многолетней борьбы с Верой и Церковью, и еще долгое время он оставался единственным, обслуживающим не только весь город Липецк, но и многочисленные районы Липецкой области. Храм был рассчитан на 400 человек и не всегда вмещал всех желающих, приезжающих порой за 100 и более километров для того, чтобы принять участие в богослужении. В большие праздники храм посещали до 1600 человек. Многие люди вынуждены были стоять на улице, так как храм не вмещал всех прихожан. Во время службы Воронежского архиепископа Иосифа 30 мая 1957 года в Христорождественской церкви присутствовало 1200 человек. Христорождественский храм действовал и не закрывался даже в 1960-е годы – время новых гонений на Русскую Православную Церковь. Хотя в 1963 году власти планировали снести храм, а его общину объединить с общиной Преображенской церкви.
В 1990-1991 годах Христорождественская церковь, бывшая в это время ещё соборным храмом Липецка, была полностью отреставрирована и обрела свой современный вид.
*****************************************************
2. Дядя Троянского Дмитрия Петровича - священномученик Иоанн (в миру Троянский Иван Ефимович) родился 10 ноября 1862 года в селе Ново-Клинском Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан священника.
После смерти жены о. Иоанн в 1922 году был рукоположен обновленческими епископами во епископа. В ноябре 1924 года он прервал отношения с обновленцами, за что был ими запрещен в священнослужении. В начале 1925 года он принес покаяние и как ставленник епископов старого поставления был принят в сущем сане и назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. 9 марта 1932 года епископ Иоанн был назначен на кафедру в Рыбинск. Но власти не простили ему ухода от обновленцев, и вскоре после назначения он был арестован и приговорен к трём годам ссылки. По возвращении из ссылки в 1935 году он был назначен епископом Великолукским и Торопецким и поселился в городе Торопце Тверской области. Получив с большим трудом от гражданских властей регистрацию и разрешение на богослужение в храмах города, он старался служить как можно чаще, за каждым богослужением обращаясь к молящимся с проповедью.
Недоброжелатели доносили в НКВД, что он в своих проповедях говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы; чудеса, совершаемые по молитвам святых и по обращении верующего к чудотворному образу, — это факты. Но мало этого, он заманивает в церковь гостинцами и печеньем детей. Так например, в Вознесенской церкви он посреди храма раздавал детям конфеты и пряники.
23 июля 1937 года епископ Иоанн был арестован и заключен в Торопецкую тюрьму.
— Следствие располагает документами, что вы у себя на дому исполняете религиозные обряды. Вы подтверждаете данные следствия?
— Да, подтверждаю, я действительно допустил однажды по усопшему отслужить панихиду в своем доме. Кроме этого, я регулярно у себя на квартире проводил вечерние и утренние службы, — ответил епископ.
— Ваши взгляды на обновленчество?
— По каноническим правилам обновленчество — это ересианство, обновленчество зародилось давно, оно борется за новшества в жизни духовенства; безусловно, православная церковь с обновленчеством борется.
— Ваше личное влияние на обновленчество по Великолукской епархии?
— Личного видимого влияния на обновленчество мною не проявлялось, тем не менее за последнее время по Великолукской епархии прибавилось четыре церкви тихоновской ориентации за счет обновленчества.
— Следствие располагает данными, что вы как епископ с целью привлечения к церкви людей детского возраста практиковали в своей деятельности раздачу конфет, печенья детям, находясь в церкви и на улице. Вы эти данные подтверждаете?
— Да, признаю, что я... иногда раздавал детям конфеты, печенье, находясь в церкви и на улице. В основе при этом у меня была жалость к детям; как нищему каждый православный подает копеечку, так и детям, я считаю, нужно оказывать внимание и заботу.
— Вы допускали в своей деятельности проповеди вне стен церкви?
— Да, признаю себя виновным, что я произносил проповедь религиозного содержания вне стен церкви.
Вызывались свидетели — из тех, кто готов был лжесвидетельствовать против епископа. «Троянский, посещая церковь, произносит проповеди контрреволюционного содержания; так в начале июля 1937 года Троянский, будучи в Вознесенской церкви, говорил: "Апостол Павел страдал за веру христианскую, и ему были не страшны ни пытки, ни казни, а мы изменяем вере, боясь репрессий". Троянский систематически ведет борьбу с обновленчеством, в результате тринадцать священников перешло в тихоновскую ориентацию. В мае месяце, будучи в гостях у гражданина Федорова Михаила, Троянский критиковал современные моды в СССР и говорил, что эти моды неизбежно приведут к вырождению юношества».
В справке, составленной по требованию НКВД, председатель Торопецкого горсовета написал, что епископ принимал активное участие в ходатайстве об открытии закрытых церквей города Торопца.
31 августа Тройка НКВД приговорила преосвященного Иоанна к расстрелу. Епископ Иоанн был расстрелян 4 сентября 1937 года.
Епископ Иоанн причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
*******************************************************
3. Еще один дядя Троянского Дмитрия Петровича - протоиерей Михаил Ефимович Троянский родился в 1868 году в селе Новокленское Первомайского района Тамбовской области. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и 15 октября 1895 года Преосвященным Александром епископом Тамбовским рукоположен во священника к церкви села Сержалы Моршанского района. 27 сентября 1924 года Преосвященным Иоанном епископом Моршанским возведен в сан протоиерея. В с. Сержалы состоял на службе с 1895 по 1930. С 1931-1933 годы служил в с. Екатериновке Ракшииского района Тамбовской области. В 1932 году ко Дню Святой Пасхи Преосвященным Серапионом епископом Моршанским награжден палицею. С 1934-1936 гг. в с. Покрово-Васнльеве, Пичаевского района Тамбовской области. В 1934 году ко Дню Святой Пасхи Высокопреосвященным Сергием Митрополитом Московским награжден наперстным крестом.
В 1937 году Преосвященным Венедиктом епископом Тамбовским и Мичуринским определен в с. Новобогоялснское Первомайского района, В 1938 году переведен в с.Старокленское Первомайское района, В 1942 году 11 ноября был судим по 59 статье «На основании директивы Н.К.В.Д, Н.К.Ю, н прокуратуры СССР 23.10 № 467». Освобожден 14 октября 1943 года.
*****************************************************
Помолимся святым новомученикам и исповедникам Русской Церкви об упокоении всех пострадавших за веру Христову, об укреплении нашей веры, о стойкости в испытаниях, о мире!
#Липецкаяобласть #Липецкийокруг #Кулешовка #6Шахта #ВолонтерыКулешовки
По данным интернет источников:
- Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Храмы Липецка»;
- https://starklen.prihod.ru/istoriya-xrama/2013-2/; https://azbyka.ru/days/sv-ioann-trojanskij
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев