Продолжаю публиковать переписку нашего земляка, Куларца, Смирнова Евгения Михайловича с моим отцом. Здесь он описывает свою службу по семёновской мобилизации в 4-м Нерчинском полку.
Георгий Иванович!
Получил я Ваше письмо от 15/12/68 г. Отвечаю на некоторые вопросы кратко, а некоторые найдёте в приложенной писанине. На кайзера ни ходил. Зелен был ещё. Крестьяне были взяты моложе меня на 2 года и участвовали в 1-й Мировой, а нас – казаков брали точно в сток, назначенный чуть ли ни с рожденья. Примерно: Туфанов Степан родился в 1895-м году, уже все знают, что на военную службу идти ему в 1917-м. Смирнов Евг. Родился в 1896-м, идти ему на службу в 1918-м. Отсюда и велось – если спрашивают, с какого года? Ответ: с восемнадцатого или семнадцатого. Год родения иной и забудет, а уж год службы, никогда. Так вот я с восемнадцатого, значить 1896 года рождения, точнее по стар.стилю 7-го по новому 20-е марта.
Об Анциферове Дм.Яковл. я очень мало знал с детства. А там он ушёл на службу, а потом я ушёл в Красную Гвардию, так, что ни знаю даже когда он прибыл из царской армии. Об нём любой пожилой Куларец проживающий в верхнем краю села расскажет больше чем я. За время партизанства могу рассказать многое. Вплоть до его гибели.
В отношении Прокопия Яковлевича Таскаева тоже как во сне, что-то видел, а ни прпомню. Даже как будто и ни видывал. Тут Аристарх Хрисантьевич пожалуй спутал меня с кем-то другим. Возможно с Ананьиным Петр. Ром. или Лоншаковым Иваном Филипповичем который хотя и годок со мной но ушёл за год раньше в Читу в шорно – сидельную.
В отношении вашей «назойливости» и «принуждения меня к писанине» Вы напрасно говорите. 24 года ни мог я взять в руки ручку или карандаш. Прыгает слева направо и обратно. Слово напишу, а через неделю и сам ни могу прочитать, что за слово. А вот видите уже теперь хотя и очень тихо а уже пишу. Так что понял как надо излечиваться. Упорство. За Ваши «принуждения» только могу ответить большой благодарностью.
Поздравляю Вас Георгий Иванович с Новым 1969м. годом. Здоровья Вам. Счастья.
Евг.Смирнов 24.12.68г. Таптугары
Приложение к письму Смирнова Е.М. к письму от 24.12.1968г. В нём он подробно описывает период своей жизни после падения Советской власти в Забайкалье, мобилизации в семёновские войска, службу в Нерчинске , восстание в 4-м Нерчинском конном полку и уход в партизаны. Видимо просьбы моего отца, описать подробно свою жизнь в данный период времени возымели действие и Евгений Михайлович терпеливо и подробно описывает свою жизнь в эти годы. Приложение длинное, видимо Евгений Михайлович писал его не один день. Поэтому разобью его на несколько частей и добавлю в качестве иллюстраций фотографии, взятые из интернета, близкие по теме к содержанию письма. Думаю, что так читать и воспринимать прочитанное будет интереснее. Авторская стилистика письма сохранена полностью.
На всю жизнь запомнилась последняя ночь в августе 1918г. в Чите. Оружие – винтовка, патроны, гранаты, бомбы захоронены надёжно. Знаю я да братишка Кешка. Документы, литература доверена жене т.к. у ней печка всегда под рукой. Что делать? Хлеба поспели. Надо жать. День, второй жнём серпами, а глаза смотрят на деревню и на Шилку. На 3-й день появился пароход с низу под национальным Русским флагом. Хот от деревни до нас ни менее километра, а мои глаза уже определяют расстояние до лесу. Но пароход стоит, а на поля к нам никто ни идёт. К вечеру направляю жену домой с наказом, если нет опасности (пароход ушёл уже) вон на повети вывеси какую нибудь белую тряпку и я прийду. Томительные часы. Наконец-то условный знак появился. Прихожу. У школы в улице ни протолкнёшься. Митингуют. В чём дело? А вон читай. На воротах школы приказ: Казакам возрастов 14-15-16-17 и 18 годов явиться в полном снаряжении в г.Нерчинск для несения военной службы. Войсковой наказной атаман Семёнов. Каких только ни внесено предложений. Далеко за полночь решено: Идти до Ботов но без оружия. Только шашки. Действовать с Ботовцами за одно. Насчёт коней – кто как хочет. Можно пешим.
Продвинулись до Усть-Уласина. Встречу нарочный, Стой! Приказ – мобилизуются 17-й и 18-й. Остальным вернуться к своим бабам. Опять митинг. Мы, 18-й как первыши дети. Решающего слова ни имеем. Вся надежда на старичков. В них тогда мы слепо верили, хотя и зародилось сомнения зёрнышко после той ночи на Антипихе. На всякий случай слушаем их наказ – Назначения командиров ни допускайте. Сами выбирайте. Когда получите оружие… ну вроде того, что диктуйте свою волю и вернулись, а мы на Боты.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3