Биография.
Автор первого эрзянского букваря Авксентий Филиппович Юртов родился 20 февраля 1854 года в многодетной крестьянской семье Уфимской губернии. Окончил Казанскую кряшено-татарскую школу, затем Казанскую инородческую учительскую семинарию, был духовным последователем известного русского востоковеда гуманиста Н. И. Ильминского. Ильминский привлек его к работе по сбору и изучению так называемых мокшанско-эрзянских диалектов, фольклора, религиозных верований. По окончании учебы Авксентий Юртов остался преподавать в этой семинарии, затем работал сельским учителем в Самарской губернии. За эти годы перевел множество книг на эрзянский язык.
В 1872 году А. Ф. Юртов сделал свой первый перевод
История.
МЕЖДУ ВОЙНОЙ И МИРОМ В XI-XII ВЕКАХ
Захват земель и имущества других и жизнь за счёт зависимых крестьян — основной источник богатства в феодальную эпоху. Такие захваты осуществлялись за счёт соседей, как русских, так и нерусских. Поэтому эрзянский край, граничивший сразу с тремя мощными княжествами (Муромским, Владимиро—Суздальским и Рязанским) и Волжской Булгарией, оказался в трудном положении, и сосуществование с ними означало лавирование между интересами их князей в стремлении сохранить свои собственные.
Что же касается половцев, для которых грабеж оседлых народов являлся составной частью образа жизни, то с ними, более или менее постоянные, мирные отношения были просто невозможн
  • Класс
География.
Покш Болдина веле/ с. Большое Болдино.
Пушкинэнь усадьбань вакссо.
История Большого Болдино начинается очень давно. Ранее село носило имя «Забортники» и было населено эрзянами. Такое название появилось от рода деятельности сельчан – собирательства меда диких пчел (бортничество), соответственно, Забортники – село за этим лесом. И только после 1300 года, когда князь Костантин Васильевич получил Нижегородские и Эрзянские земли, тут стали селиться русские люди.
На протяжении нескольких веков Болдинское поместье принадлежало роду Пушкиных, а в 1830 году Александр Сергеевич впервые посетил эти места по весьма будничному делу: необходимо было заполнить бумаги на владение ближайшей дерев
  • Класс
Язык.
Знакомство с эрзянским языком
При первом знакомстве с эрзянским языком, возможно, он покажется трудным: там много падежей и глагольных форм.
На самом деле грамматика эрзянского отличается логичностью и стройностью, суффиксы словоизменения – стандартностью, так как многие из них употребляются во всех частях речи.
В эрзянском языке нет категории рода. Перевод на русский язык фактического материала дается только в мужском роде. Однако те же формы соответствуют и русским словам женского и среднего рода:
К примеру, якстере - красный, но это также и "красная" и "красное".
Существительные в косвенных падежах неопределённого склонения не выражают числа.
На русский язык они переводятся в е
Костюм.
Панго Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго. Косички, свернутые до основания уха, назывались сюрот («колоски»), вместе взятые косички — прясюро .Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского гриб). Панго делались по-разному: были панго похожими на сюро — с острым, свернутым сверху концом; по типу (схожими) на лопату, верхний конец которой более узкий. Высота панго была достаточная, сзади был узкий хвост с вышивкой, украшенный блесками.
Понравилась запись? Подпишитесь, если еще не подписаны.
Поделитесь с друзьями пожалуйста этой записью.
⚪Мы в Вконтакте https://vk.com/publicmastor
🔵Мы в Телеграмме h
История.
Эрзяне - воители средневековья.
Об эрзянах (арджаны), как и о мокше, сообщал иранский ученый Рашид-ад-Дин (начало XIV в.), а ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» (от этого варианта и возник термин «Рязань») в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 г.
В раннем средневековье эрзяне — народность, которая оказывала жесткое сопротивление хазарам, печенегам и половцам.
Древнее княжество эрзянское располагалось на территории Старой Рязани (Эрзяни). По классической версии эрзя под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу (Эрзямасу).
В отличие от мокши, признавшей в 1237 г. зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступают на север в леса и оказывают мон
История
На южных границах мокшанских земель появились новые, более грозные враги. Это ускорило процесс развития мокшанских и их соседей эрзянских племен, дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки подчинить мокшанские племена в IV-VII веках проваливались, были безуспешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.
На рубеже VII—VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, и мокшанские племена не смогли уже успешно противостоять натиску.
В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар. По свидетельству персидского автора X столетия
​Язык.
Мекс эряви тейнемс неень шкань эрзянь од валт?
В эрзянском языке очень много заимствований, особенно русских. Когда количество таких заимствований составляет 40-50% от всей лексики языка, то лингвисты называют это явление эрозией языка. Это явление не дает возможности языку полноценно развиваться в современном мире.
А именно, происходит омертвление словообразовательного механизма языка. Язык, попросту говоря, становится неспособным к самовосстановлению. И это делает любой язык уязвимым. Не секрет, что в настоящем мире появляется большое количество новых терминов и предметов. Если язык никак не реагирует на эти заимствования, т.е. не переводит, то в скором времени это приведет вначале
  • Класс
История.
......Весной 1754 года эрзяне, жители двух населенных пунктов в количестве 70-ти семей под руководством крестьянина Герасима Гаврилова и Никифора Куликова, высадились на левом берегу Волги и в поисках свободной земли направились на восток к городу Оренбургу. К ним присоединилась такая же группа чувашей во главе Мозгуева Узипи (Осипа). В Оренбурге у башкирского бая купили участок земли площадью около трёхсот квадратных километров за 70 рублей ассигнациями.
Границы этого участка проходили: 1) От левого берега Сургута вдоль Ишутинской границы до реки Гремячка шла по воровской дороге до верховья реки Большой (Покш) Моховой, потом вниз до р. Сургута. 2) От устья реки Б.Моховой по берегу
Одс чачома ЭРЗЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Пока живёт тот или иной народ будет жить и его национальное движение. Это борьба за удовлетворение специфических национальных потребностей. Главная потребность в ВОЗРОЖДЕНИИ- это РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА, СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЙ прессы, театра, литературы. Также и других сфер жизнедеятельности этноса. Всё это должно проходить исключительно в формах предусмотренного законом, без ущемления прав и свобод, верований представителей других национальностей. Следует учитывать, что национальное движение- это прежде всего дело наиболее активной части народа. К примеру, всероссийские съезды коммунистов, состоявшиеся в 1921 г. (Самара), 1924 и 1924 гг (г. Москв
Показать ещё