Иногда хочется остановиться у одного здания, походить вокруг него и изучить его историю. Мы изучали отреставрированный кинотеатр «Художественный» и новое пространство «ГЭС-2». Сегодня у нас новый герой — здание Манежа на Моховой улице. Рассказывает о нём гид и организатор экскурсий в Москве Виктория Фролкова
Издревле многие города расцветали в местах пересечения торговых путей и встреч купцов, в местах, где происходили торжища — предтечи современных выставок и ярмарок. Такие торжища представляли собой ярмарки широкого значения и устраивались в определённое время года и, как правило, только один раз в год. С ростом городов и развитием ремесленного производства становились популярными обмен и продажа товаров.
200 лет назад в послепожарной Москве появилось специальное пространство для ярмарок — Манеж. Его построили в 1817 году, к пятой годовщине победы русских войск в войне с Наполеоном, для смотра войск. Над проектом архитектора Августина Бетанкура трудился не один архитектор, а группа инженеров под руководством генерал-майора Льва Карбонье. Главной целью проекта было создать единое свободное пространство с перекрытием из деревянных ферм без внутренних опор. Такой проект позволял модернизировать планировку под нужды выставки. Размеры здания для начала XIX века были огромные — 7 650 м² позволяли свободно маневрировать в нём пехотному полку из 2 000 человек.
Акварель Августина Бетанкура
Манеж открыли как памятник Победе 30 ноября 1817 года в присутствии императора Александра I. По распоряжению императора, в это же время активно благоустраивали территорию под стенами Кремля, которая в скором времени превратилась в Александровский сад.
Спустя несколько лет, в 1822 году, здание пришлось реконструировать из-за обнаруженных повреждений в стропильных конструкциях. Был разработан новый проект перекрытий, который реализовали спустя два года. В Манеже установили новые сосновые конструкции покрытия и постелили пол — «подобно бульвару» — из песка, битого кирпича и глины. В 1823—1824 годах под руководством военного инженера и полковника Рафаэля Бауса кровлю масштабно отреставрировали.
Ещё в 1819 году Карбонье подготовил рисунки лепнины, которой предлагал украсить фасады Манежа. Но перестройка стропил не позволила реализовать идею. Вторую попытку завершить отделку предпринял архитектор Осип Бове, возглавлявший Комиссию по обследованию Манежа. Он подготовил проект декоративных украшений в тематике античных военных доспехов — обыгрывание темы победы над французами. Военные атрибуты римских воинов, созданные по рисункам зодчего, появились на Манеже летом 1825 года. Так, Манеж обрёл свой окончательный вид, за исключением пристроенной позже ротонды.
Манеж в 1904—1905 годах
После 1831 года Манеж стал огромным городским культурным центром, служившим для народных гуляний и проведения различных выставок. В 1843 году к центральной части восточного фасада пристроили придел святого Николая Чудотворца, имевший вид полуротонды. Этот придел разобрали в 1936 году.
К сожалению, после революции Манеж не использовали по назначению, и он был, скорее, гаражом. Только в 1957 году зданию вернули историческое назначение и открыли Центральный Выставочный зал, который сразу стал одним из самых важных культурных центров столицы, в первую очередь из-за своего местоположения.
Манеж в 1968 году
Начиная с 1992 года в здании проходило несколько коммерческих выставок в год. Например, в 2001 году их было 10, три из них в сфере архитектуры и строительства, а две — в сфере бытовых услуг.
Но всё изменилось в 2004 году, когда в здании Манежа произошёл сильнейший пожар.
14 марта 2004 года, в день президентских выборов, Манеж загорелся. Пожару присвоили высшую категорию сложности, так как горел памятник истории и архитектуры. Пламя уничтожило большую часть произведений 92 российских театральных художников, собранных в Манеже в рамках выставки «Итоги сезона», а также коллекцию произведений современных художников постоянной галереи «Манеж», размещённую на первом этаже. Пожар уничтожил кровлю, уникальные деревянные конструкции и перекрытия Бетанкура, но каким-то чудом почти не повредил внешние стены.
В короткие сроки архитектурная мастерская № 14 «Моспроекта-2» подготовила здание к восстановлению и реставрации. Проект предусматривал возрождение фасадов и интерьеров, возобновление утраченных при пожаре ферм Бетанкура по ранее выполненным замерам.
Реставрация Манежа в 2004 году
Новые клеено-деревянные фермы оставили открытыми для нашего обозрения. Они повторяют форму исторических, а размеры максимально приближены к изначальным габаритам и формам.
Специалисты приспособили пострадавший памятник архитектуры к современному использованию — создали большое подземное пространство с дополнительными помещениями, а также разместили техслужбы, обеспечивающие работу современного выставочного комплекса.
Дополнительно со стороны Манежной площади было создано два антресольных уровня для входа, где размещается кафе и конференц-зал.
В подземном пространстве устроен большой выставочный зал, удобный вестибюль с гардеробом и туалетами для посетителей Манежа. Дополнительно были установлены эскалаторы.
Прошлый грустный опыт обязал строителей оборудовать в здании современные системы пожарной сигнализации, оповещения и автоматического пожаротушения. Также нормы строительства потребовали создать дополнительные пожарные эвакуационные выходы.
Сегодня в здании Манежа проходят международные выставки современного изобразительного искусства, лекции и крупные события в культурной жизни Москвы и всей страны.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев