«Продажи новых автомобилей рухнули на 28%», «Дилеры называют ситуацию худшей за последние 20 лет», «На складах скопилось около 500 тыс. нераспроданных новых машин» - заголовки в СМИ звучат как диагноз всему российскому авторынку. Сейчас он напоминает пациента в реанимации: признаки жизни есть, но о полном выздоровлении говорить не приходится. В нынешних условиях нельзя просто так взять и купить новую машину (если только у вас на сдачу не осталось несколько миллионов). Средство передвижения наконец-то докатилось до роскоши. Теперь покупка авто сравнима с покупкой квартиры несколько лет назад. Новые легковушки в стране в июне 2025 г. подорожали на 8% по сравнению с прошлым годом. А их средний ценник достиг 3,2 млн рублей (в 2021 г. это около 2 млн руб.). Правда, даже за такие деньги вы не получите «тачку на максималках». По нынешним временам это будет вполне себе «бюджетная» комплектация от китайцев со всем необходимым, но без тяжелого люкса и сильных моторов. И это такая насильная переоценка ценностей для русского человека. Не так давно в 2021 году за 3 млн рублей, например, можно было пересесть за руль Volkswagen Tiguan в самой «жирной» комплектации и с очень мощным двигателем. Но пока цены разгоняются подобно спорткарам, продажи новых машин отправились в свободное падение. В июне 2025 г. их объемы сократились почти на 28% - по всей стране продали 90116 автомобилей. И такая тенденция вероятнее всего сохранится до конца года, прогнозируют эксперты Автостата и Ассоциации европейского бизнеса. Они предсказывают итоговое снижение продаж от 20 до 30 %. Главные причины - заоблачная стоимость машин и дорогие кредиты. Средняя ставка на подержанное авто, по данным Объединенного кредитного бюро, составляет 28,5% годовых. На новое с учетом субсидий от автопроизводителей - около 17%. Но диагноз один: оформлять займ на покупку автомобиля сейчас безумие.
Самые доступные на рынке машины на данный момент - отечественный АвтоВАЗ. Дешевле всего стоит Lada Granta: стоимость начинается от 740 тыс. рублей. Самый дорогой вариант Lada Aura за 2,8 млн рублей. Вообще автомобильный рынок страны сейчас напоминает Инь и Ян. Он разделен на российский автопром и китайский. Что из этого светлая, а что темная сторона каждый решает для себя сам. Вот как выглядит топ-5 брендов по продажам:
🚘Lada
🚘Haval
🚘Chery
🚘Geely
🚘Changan
Одним из способов взять что-то не российское и не китайское и попытаться при этом сэкономить - пригнать автомобиль из-за границы. Пока на складах дилеров в России пылятся около 500 тыс. нераспроданных новых моделей, предприимчивые граждане проложили «серые» маршруты для покупки машин. Поставки по альтернативным каналам заметно выросли. Появились, так называемые, брокеры. Вместо будущих владельцев они едут в другие страны, где покупают авто конкретному человеку. Комиссия за такой персональный импорт составляет 5-10% от цены машины. Но даже с учетом этого и дополнительных трат такая покупка обычно обходилась дешевле, чем у официальных дилеров. По некоторым китайским маркам, например, разница могла достигать 500 тыс. рублей. Вот топ-5 стран, откуда пригоняют автомобили:
🇯🇵Япония
🇨🇳Китай
🇰🇷Южная Корея
🇬🇪Грузия
🇧🇾Белоруссия
Правда, такое окно возможностей уже скоро может громко захлопнуться. Во время ввоза машины в Россию помимо всего прочего необходимо заплатить утилизационный сбор. Сейчас для физического лица, которое гонит транспорт для личного пользования и не продаст его в течение года, действуют льготные коэффициенты. За новое авто с объемом двигателя до 3 л необходимо заплатить 3400 руб., за авто старше 3 лет - 5200 руб. Но у главы Минпромторга РФ Антона Алиханова появилось свое мнение на этот счет. Министр предложил распространить утильсбор на машины мощностью от 160 л.с. Если идею одобрят, то водителю, купившему себе железного коня за границей, вероятно придется отдать за утильсбор уже не 3400 или 5200 руб., а 667 тыс. руб. и больше в зависимости от возраста и двигателя автомобиля.
Однако, по словам господина Алиханова, все это лишь благие намерения, ради того, чтобы спасти отечественный авторынок и не допустить его падения. В результате изменений власти рассчитывают собрать от 40 до 60 млрд руб. А часть этих денег пустить на поддержку спроса на машины, продаваемые в России. Эксперты предполагают, что это могут быть различные программы с господдержкой, например, как скидка на российскую машину, купленную в кредит. Стоит сказать, что утилизационный сбор в принципе будет постепенно повышаться до 2030 г. Причем и для производителей отечественных авто, и для дилеров. Но платить за это все, как обычно, придется клиенту.
Из-за того, что средство передвижения превратилось в роскошь, а чтобы купить его, надо быть миллионером, многие водители решили ездить на своих машинах до последнего. Средний срок владения легковыми моделями в 2025 г. перевалил за 15 лет. По подсчетам экспертов, в стране сейчас зарегистрированы около 46 млн легковушек. Примерно 70% из них старше 10 лет. И это при том, что средний срок эксплуатации от производителей 7-10 лет. В таких условиях все поняли, что старый железный конь выгоднее нового. Что отразилось и на цене машин с пробегом. К примеру, за 10-летний Hyundai Solaris, который покупался за 500-600 тыс. руб., сейчас просят около 900 тыс. руб. Резко подорожали и услуги по ремонту, а также запчасти. Но даже с учетом этого старый исправный автомобиль может оказаться ценнее нового кредитного.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4