Состоялся первый взлет самого знаменитого творения С.П.Королева – «ракетного пакета», который вошел в историю под шифром Р-7. Этот пуск «семерки» открыл дорогу и бескрылым носителям водородной бомбы, и мощным разгонным системам искусственных спутников Земли, а затем и пилотируемым космическим кораблям «Восток», «Восход», «Союз», которые прославили страну.
Сама «семерка» к тому времени уже была испытана в статических условиях подмосковного НИИ-229. Целью пуска 15 мая 1957 года было опробирование поведения ракеты в полете и освоение только что отстроенного байконурского «стадиона». Так первопроходцы Главспецстроя СССР окрестили грандиозный объект, который они возводили около двух лет недалеко от небольшой железнодорожной станции Тюра-Там, малоприметной в бескрайних песках Зааралья. Позднее трудоемкое творение спецстроевцев нарекли – «гагаринский старт».
Создавался он исключительно из военных соображений. Однако объект-первенец Байконура, да и Р-7 были слишком заметны сверху, плохо маскировались. Поэтому-то и зародилась мысль о подземных шахтах для свечеподобных ракет стратегического назначения. А «стадион» конверсировали, он стал посылать «семерки» с космическими аппаратами для исследований околоземного пространства. Работы эти уже велись посредством носителей, поставляемых самарскими серийными заводами. Почему ими?
Безымянский авиазавод №1 до того еще не именовался «Прогрессом». В войну он выпускал штурмовики Ил-2, Ил-10, но уже в мае (!) 1946 года испытал реактивный самолет своей постройки. Стал серийно выдавать первые отечественные истребители-перехватчики МиГ-9… Нелегко давалось это директору предприятия Виктору Литвинову. Причин тому было несколько.
Соседний завод им. Фрунзе продолжал заниматься архаичными поршневыми моторами водяного охлаждения и пока не мог производить турбореактивные установки. Литвинову приходилось получать такие движки из Уфы. Тамошние моторостроители, возглавляемые Героем Соцтруда Петром Лаврентьевым, еще весной победного 45-го приступили к освоению турбореактивного двигателя (ТРД).
Сложившееся на Безымянке положение с реактивными двигателями требовалось выправлять. И вот Москва направляет Лаврентьева на завод им. Фрунзе в качестве главного инженера. Уже в 1950 году Лаврентьев вместе с командой нового директора фрунзенцев Михаила Леонтьевича Кононенко и парторга М.Т.Трусенко в самом начале пятидесятых наладили поставку турбореактивных ВК-1 литвиновской фирме. 1-й авиазавод сразу приступил к выпуску «околозвуковых» самолетов-красавцев МиГ-15. Так самарцы продемонстрировали свое умение решать самые сложные задачи.
Хрущев в конце августа 57-го направил на заводы Литвинова и Лаврентьева квалифицированных экспертов под командой заведующего авиационным отделом Госплана СССР бывшего фрунзенца И.Т.Борисова. В работе этой комиссии активное участие принимал Сергей Павлович Королев. Эти то дальновидные руководители и решили: Самаре быть ракетно-космическим центром страны.
15 мая 1987 г. Состоялся первый пуск ракеты-носителя «Энергия», изготовленной на куйбышевском заводе «Прогресс».
Первый старт ракеты носителя Энергия
15.05.1987 — Стартует сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» с полноразмерным макетом орбитального лазера «Скиф-ДМ».
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЭНЕРГИЯ»
Первый пуск ракеты-носителя был проведен с УКСС 15 мая 1987 года в 21 ч 30 мин по московскому времени. Вместо орбитального корабля «Буран» в качестве полезной нагрузки был использован макет космического аппарата «Скиф-ДМ». Пуск прошел успешно. Изменение всех параметров движения ракеты по времени полностью соответствовало данным предварительного моделирования.
Первый успешный пуск ракеты «Энергия» подтвердил, что создана универсальная РН «Энергия» сверхтяжелого класса, не имеющая по своим возможностям аналогов в мировом ракетостроении.
По проекту ступень предусматривалось изготавливать на Куйбышевском заводе «Прогресс» с последующей транспортировкой на самолете Ан-225 — «Мрия». В связи с неготовностью авиационных средств транспортировки окончательно собранного блока Ц переправка ступени с завода производилась раздельно, по частям, самолетом 3МТ. Была предусмотрена транспортировка отдельно бака окислителя, бака горючего и грузовой композиции межбакового и хвостового отсеков.
Главным разработчиком ракеты являлось подмосковное НПО «Энергия» («Предприятие п/я В-2572»[6]), производство осуществлялось на куйбышевском заводе «Прогресс».
Было выполнено лишь два пуска этого уникального комплекса:
15 мая 1987 с экспериментальной нагрузкой: спутник «Полюс» (массогабаритный макет «Скиф-ДМ», прототип орбитальной лазерной платформы), не выведен на орбиту из-за сбоя системы ориентации самого КА;
15 ноября 1988 в составе комплекса МТКК «Буран».
15 мая 1961 года с рейса Куйбышев – Минеральные воды началась первая весенне-летняя навигация в истории аэропорта Курумоч.
Самарский аэропорт отмечает 55 лет с начала полетов
В воскресенье 15 мая 2016 г. все пассажиры смогут принять участие в празднике, центральным элементом которого станет мультимедийная фотовыставка на медиа-фасаде: пассажиры увидят аэропорт таким, каким он был полвека назад, узнают ключевые даты в истории воздушной гавани Куйбышева\Самары. Все желающие смогут принять участие в Первом турнире по теннису среди пассажиров.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев