В далёком восемнадцатом веке в этих местах получил тяжёлое ранение 28-летний командир гренадёрского батальона Московского легиона. В этих местах у деревни Шумы, вблизи нынешней Верхней Кутузовки, одержана одна из первых побед будущего героя Отечественной войны 1812 года. 16 сентября (по новому стилю), исполнилось 265 лет со дня рождения Михаила Кутузова.
Он появился на свет в семье военного инженера Иллариона Голенищева-Кутузова и Анны Бедринской. Когда мальчику едва исполнилось восемь, умерла его мама. Воспитанием внука некоторое время занималась бабушка, а через четыре года он поступил в соединённую артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. В 1762 году Михаил Кутузов стал командовать ротой в Астраханском пехотном полку, во главе которого стоял Александр Суворов. Полк тогда содержал городские караулы в Петербурге во время московской коронации Екатерины II. А на поле боя знаменитые полководцы встретились четверть века спустя, во время русско-турецкой войны 1787–1792 годов, при штурме и взятии Измаила. И Суворов сказал о Кутузове:
Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, он преодолел под сильным огнём неприятеля все встреченные им трудности. Генерал Кутузов шёл у меня на левом крыле; но был правою моей рукою.
«Но одна из первых побед одержана Кутузовым всё-таки в Крыму, — рассказывает жительница Симферопольского района Ольга Леонидовна. Для неё дорого всё, что связано с Михаилом Илларионовичем. Ведь в 1945 году 48-я Гвардейская Криворожская Краснознамённая, ордена Суворова стрелковая дивизия, в составе которой штурмовал Берлин её отец Леонид Смалов, была награждена орденом Кутузова II степени, а дядя Пётр Макарович, танкист 55-й Гвардейской танковой бригады, в феврале 1945 года освобождал город Бунцлау (Болеславец), в котором умер полководец. — И отец, и дядя до конца своих дней с глубоким уважением и любовью отзывались о великом полководце — победителе Наполеона. Отец гордился, что окончил войну в Суворовско-Кутузовской дивизии: потомки героев былых войн не опозорили славу подвигов наших воинов и в Великой Отечественной. Дяде же даже удалось побывать на месте, где, по легенде, захоронено сердце Кутузова. Правда, о том, что это лишь легенда, солдаты тогда ещё не знали. Перебравшись в Крым, мы стали каждый год приезжать и в те места, где в восемнадцатом веке сражался Михаил Кутузов, благо поселились неподалёку».
Он участвовал в трёх русско-турецких войнах (1768–1774, 1787–1792, 1806–1812 годов). Во время своей первой войны был сначала в первой армии Петра Румянцева, за участие в бою при Попештах даже стал подполковником. Однако позже кто-то донёс, что Кутузов, славящийся умением повторять походку и говор окружающих, стал копировать командующего. Румянцев сделал всё, чтобы избавиться от такого офицера, и Кутузова перевели во вторую Крымскую армию Василия Долгорукова. Того самого, под командованием которого в 1771 году полуостров был освобождён от турецких войск «к незабвенной славе России», в чью честь в центре Симферополя установлен обелиск. Однако вопреки заключённому Кючук-Кайнарджийскому мирному договору турки не спешили отдавать Крым. В сражении против турецкого десанта и отличился будущий победитель Наполеона.
«Среди многих крымских легенд есть и сказание о Кутузовском фонтане, основанное на вполне реальных событиях, — продолжает Ольга Леонидовна. — Оно гласит:
Однажды жители Алушты увидели множество кораблей — приближался турецкий флот под командованием сераскера Гаджи-Али-бея. Поднялся на защиту русский гарнизон — сто пятьдесят отважных егерей, но силы были неравными. К концу дня янычары захватили Алушту и двинулись к Чатыр-Дагу. А навстречу туркам уже спешили русские гренадёры Михаила Кутузова. „Не впервые нам, братцы, сражаться с неприятелем, не впервые побеждать его“, — молвил он. Разгорелся бой, вклинился Кутузов в гущу янычар и начал рубить врагов. Увидел это Гаджи-Али-бей, испугался: Кутузова не остановить, он всё войско побьёт. Взял тогда сераскер в руки мушкет, попала турецкая пуля в голову Кутузову. Упал русский полководец, обагряя кровью крымскую землю. Но гренадёры понесли его к источнику, который находился неподалёку от места сражения. Стали поить водой, промывать рану. Она затянулась, Кутузов пришёл в сознание, поднялся на ноги. Догадались русские богатыри, что нашли источник необыкновенный, напились воды, омыли раны и с новыми силами двинулись в бой. В страхе бежал Гаджи-Али-бей, а с ним его войско.
Это сражение произошло 5 августа (по новому стилю) 1774 года у деревни Шумы: отряд гренадёров обратил в бегство многочисленный турецкий десант. Командир Кутузов был тяжело ранен: пуля, попав в левый висок, вышла у правого глаза. Ему действительно промыли рану из находившегося неподалёку источника, правда, затянулась она не так быстро, и на ноги, как в легенде, командир сразу не встал, но облегчение пришло. Дальнейшее лечение продолжилось в госпитале. В двадцатых годах позапрошлого столетия строители дороги Симферополь — Алушта установили на этом месте небольшой памятный знак, а свой нынешний вид Кутузовский фонтан приобрёл в пятидесятых годах прошлого века. Правда, фонтан — одно название: родник, из которого промыли рану полководцу, ушёл в землю, во время одного из благоустройств шоссе.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Должно полагать, что судьба назначает Кутузова к чему-нибудь великому, ибо он остался жив после двух ран, смертельных по всем правилам науки медицины.
Великому патриоту земли русской фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову в день 132-й годовщины его смерти 28 апреля 1945 года.
Среди чужих равнин, ведя на подвиг правый
Суровый строй полков своих,
Ты памятник бессмертный русской славы
На сердце собственном воздвиг.
Но не умолкло сердце полководца,
И в грозный час оно зовёт на бой,
Оно живёт и мужественно бьётся
В сынах Отечества, спасённого тобой!
И ныне, проходя по боевому следу
Твоих знамён, пронёсшихся в дыму,
Знамёна собственной победы
Мы клоним к сердцу твоему.
От...Ещё«Дядя рассказывал, что после освобождения этого небольшого городка и его окрестностей товарищи из другого полка разыскали на кладбище остатки того обелиска, восстановили, и очень много воинов Красной Армии побывало на месте, где покоится сердце Кутузова, — продолжает Ольга Леонидовна. — Даже приказ вышел по их Первому Украинскому фронту: установить почётный пост у могилы фельдмаршала Кутузова. А у подножия обелиска установили памятную плиту:
Великому патриоту земли русской фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову в день 132-й годовщины его смерти 28 апреля 1945 года.
Среди чужих равнин, ведя на подвиг правый
Суровый строй полков своих,
Ты памятник бессмертный русской славы
На сердце собственном воздвиг.
Но не умолкло сердце полководца,
И в грозный час оно зовёт на бой,
Оно живёт и мужественно бьётся
В сынах Отечества, спасённого тобой!
И ныне, проходя по боевому следу
Твоих знамён, пронёсшихся в дыму,
Знамёна собственной победы
Мы клоним к сердцу твоему.
От воинов Красной Армии, 12 февраля 1945 года вступивших в город Бунцлау.