Канон в иконописи – это неизменная или, даже скорее (консервативная) традиционная совокупность не подлежащих пересмотру законов, форм и правил. Эти законы формировались на протяжении веков, часто были негласными и не передавались в письменной форме, но должны были быть обязательно одобрены Церковью.
Канон в православии не допускает отклонений. Допустимый максимум - это изменения в цветовом спектре, зависящее от школы иконописи, от конкретного Святого, и от идеи, закладываемой в икону. Например, Дева Мария всегда изображается в алом либо пурпурном платке-мафории, с нанесенными на него тремя звёздами и в синем одеянии. Это правило верно и для Николая Угодника, и для Луки Крымского, и для Пантелеймона Целителя, имеющих свои собственные каноны.
Православный иконописец не может позволить себе быть субъективным, слишком много фантазировать при написании святыни, в отличии от католических иконописцев, в случае которых проявление художественных талантов не только не запрещено, но и поощряется.
Надписание. В надписании икон Пресвятой Девы используются четыре буквы греческого алфавита: МР – МФ, что означает "Мария Матерь Божия". Надписание должно быть в каждой иконе Богоматери, ибо без него икону нельзя считать иконой. Тоже самое верно и для других икон Святых. В православной традиции контрактуры (сокращенные имена или фразы на образах) пишутся либо на церковнославянском, либо на греческом, а ритуальным языком католиков является латынь.
Нимб. Еще один обязательный элемент, свет от которого олицетворяет внутренний духовный свет Святого и как бы исходит от его головы. В тоже время в католической иконографии нимб изображается над головой Святых сверху в виде обруча иногда совмещаемый с терновым венцом. В отдельных случаях нимб может заменяться католическим элементом - короной, пришедшей с Запада и территории современной Украины.
Лик Святого. Православная икона никогда не стремится изобразить Святого так, как это делают в живописи, не пытается передать точное изображение Святого при жизни. Отрисовываются только основные черты: бороды, книги, используемые при жизни инструменты и т.д. Самой важной частью является не столько внешний вид Святого при жизни, сколько его облик присущий ему в Небесном Царствие.
Объём и время. Православные иконы двухмерны, в них нет объёма. Даже если действо происходит внутри помещения оно изображается схематично и без элементов, придающих картине глубину, например окон, за которыми мог бы виднеться некий пейзаж.
Тени. Образы из православия не имеют теней, так как икона передает то, как Святой должен выглядеть на Небесах. Каждая подобная деталь является не плодом фантазии иконописца, а стремлениям, подчиненным идее воплощения образа из Вечности (Иного мира), недоступного простым смертным.
Перспектива. В православной иконе используется обратная перспектива, в то время как в католической – прямая. При прямой перспективе объекты изображаются так, как мы привыкли их видеть в реальность, т.е. уменьшаются по мере отдаления, тогда как при обратной - наоборот.
Жест рук. Среди православных иконописцев принято изображать правую руку поверх левой, тем самым этот жест олицетворяет победу над плотью, которая греховна.
Иконы в католицизме прямо противоположны православным. Католическая святыня, является в первую очередь предметом искусства, конечное воплощение которого полностью зависит от таланта и полета мысли художника. При этом практически всегда есть возможность узнать точное имя автора, тогда как создатели православных икон чаще всего анонимны и на разных этапах создания икон работают разные люди.
В случае иконописцев древности, самые важные части, такие как лик и глаза (личное письмо), выписывал один иконописец, тогда как до прописи “личной” работой занимался ученик или подмастерье. В нашей иконописной мастерской над образом работают одни люди, обработкой камня занимаются другие, а росписью – третьи. Если говорить об объёмных работах, то количество вовлечённых людей возрастает пропорционально объёму работы.
В православной иконописи возможно узнать школу или традицию, например, иконы Дионисия или Симона Ушакова, но это по смыслу ближе к своеобразному обороту речи. Более правильным было бы говорить о конкретных школах иконописцев, например, школе Феофана Грека или школе Дионисия, а не утверждать, что автором является конкретный родоначальник школы.
В работах католических иконописцев всегда можно увидеть игру светотени. Разного рода мелкие детали, движения и позировки выглядят обыденно, не смотря на их эстетическую привлекательность. Они выглядят как зарисовки из повседневной жизни людей древности, как сюжет, который можно увидеть в земном мире, но никак не в духовном. Это стало одной из причин того, почему в протестантизме иконопочитание в том виде, в каком свойственно остальному христианскому миру, отсутствует.
В истории христианской иконописи известны случаи, когда православные и католические иконы становились почитаемыми обеими сторонами. Бывало так, что икона написанная православными иконописцем обогащалась католическими элементами, а католическая икона становилась похожа на работы иконописцев восточной школы.
В качестве наиболее заметного примера подобного преображения можно привести икону Остробрамской Богородицы (Островоротная), оригинал которой располагается в католическом храме в Вильнюсе. Основная идея иконы это принятие Пресвятой Девой Благой вести о зачатии Спасителя от Святого Духа. Рассмотрим два списка этой иконы: католический и православный.
Православная икона Божией Матери «Умиление Серафимо-Дивеевская» глубоко почитается православным и ее связь с Серафимом Саровским мы упоминали ранее. Эта икона изначально являлась списком с иконы Остробрамской Богородицы и множество раз реставрировалась, из-за чего и приобрела множество католических элементов. Так на ней появились тени, а земные черты лика и одеяния Богородицы стали более отчетливыми.
Но несмотря на это, видно, что в основе обеих икон лежит православный образ. Это заметно по схематичной основе образа, также отсутствует окружения и четко виден православный нимб. Но столь же разительны и отличия икон Богородицы. В католической иконе Божией Матери бросается в глаза жест скрещенных рук, левая рука возлагается поверх правой, в то время как в православии руки скрещиваются с точностью да наоборот.
Существенно отличаются также лики и одеяния. В католической иконе Богородицы глаза приоткрыты, а брови приподняты вверх, тем самым выражая удивление произошедшему. В тоже время в «Умилении» глаза закрыты и на лице Богородицы застыло выражение смиренного вдохновения. В Остроградской иконке одеяния соответствуют традициям, принятым в монашестве, когда поверх белого плата накидывается черная мантия. В противовес этому в православном варианте одеяния Девы Марии имеют красный и синий цвет, являющиеся традиционными для православной иконописи.
Нимбы фактически не отличаются, разве что в православном списке он более ярко выражен, а в католическом имеет острые лучи, что делает его похожим на терновый венец Иисуса. Из других деталей, можно привести корону в Остробрамской иконе, являющейся элементом, пришедшим из католицизма.
Можно привести в пример другие иконы, почитаемые обеими конфессиями, но сейчас приемы письма среди католических и православных иконописцев настолько различны, что для Вас будет сложно спутать их работы, если Вы уже знаете их отличительные черты.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев