Знаменитый Слащёв-крымский, прототип Хлудова из пьесы Булгакова «Бег».
11-го января, как у нас сообщалось, в Москве на своей квартире убит бывший врангелевский генерал и преподаватель военной школы Я. А. Слащёв. Убийца, по фамилии Коленберг, 24-х лет, заявил, что убийство им совершено из мести за своего брата, казнённого по распоряжению Слащёва в годы гражданской войны. Я. А. Слащёв с 1922 года, с момента добровольного своего перехода на службу в красную армию, работал преподавателем тактики на курсах «Выстрел». Я. А. Слащёв происходил из дворян. Службу свою в царской армии он начал с 1902 года. В 1911 году он окончил академию генерального штаба и, отказавшись от зачисления по генеральному штабу, перешёл на службу в Пажеский корпус, где преподавал военные науки до начала мировой войны. Войну он начал в должности командира роты, а в 1916 году был назначен командиром полка. В гражданскую войну Я. А. Слащёв был на стороне белых. В армии Деникина он занимал пост главнокомандующего войсками Крыма и Северной Таврии, впоследствии же при Врангеле был назначен командиром отдельного корпуса. Во время пребывания в Крыму Слащёв жестоко расправлялся с рабочими крестьянами. Не поладив с Врангелем по мотивам служебного и личного характера, он был отозван и уехал в Константинополь. В Константинополе Врангель разжаловал Слащёва в рядовые. В 1922 году Слащёв добровольно возвращается из эмиграции в Россию, раскаивается в своих преступлениях перед рабочим классом и амнистирован советским правительством. С 1922 г. добросовестно работает преподавателем в «Выстреле» и сотрудничает в военной прессе. Недавно им был сдан в печать труд «Общая тактика». В связи с убийством производится следствие. Вчера в 16 ч.30 мин., в московском крематории состоялась кремация тела покойного Я. А. Слащёва.
— «Известия», 15 января 1929 года
Слащёв блестяще проявил себя во время Первой мировой. А во время гражданской войны он буквально творил чудеса, отстаивая Перекоп в совершенно безнадёжных ситуациях, раз за разом заманивая красных в ловушки, а затем разбивая их. После одной из таких операций он отправил в Севастополь знаменитую телеграмму "Тыловая сволочь может слезать с чемоданов!". Понимание того, что он, 9 раз раненый и лично поднимающий солдат в атаку, глуша боль в незаживающих ранах морфием, алкоголем и кокаином, убивает людей и заставляет их умирать, терзала беспокойную душа Слащёва. Но ад гражданской войны не давал возможности додумать до конца все мысли, которые возникали в его голове.
Лишь в эмиграции он понял всё до конца и разобрался, что воевал не за тех. Та самая «тыловая сволочь» разжаловала его в рядовые за то, что он резко критиковал правительство Врангеля и с военной, и с политической и с нравственной точки зрения.
В 1922-м году на влачащего жалкое полунищенское существование бывшего генерала выходят люди Дзержинского. Они сделали ему неожиданное предложение – вернуться. И Слащёв вернулся. На политбюро за его возвращение голосовали и Сталин, и Троцкий, и Дзержинский. Против – Каменев и Зиновьев, при воздержавшимся Ленине. Слащёв вернулся домой. И блестяще преподавал в армейской школе «Выстрел», через которую прошёл цвет Красной армии, и которая была уничтожена в 2009-м году.
Слащёва догнало эхо гражданской войны. Его застрелил брат одного из повешенных им красных.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев