С. Судейкин. Портрет Н. И. Кульбина, 1912-1914.
Портрет главного идеолога «Бродячей собаки» висел одно время в бОльшей комнате. Также в бОльшей комнате находился камин — этакий огромный мефистофелевский очаг; ручная работа архитектора Фомина. Вдоль стен стояли диваны — результат трудов обойщика Ахуна. Именно на диване у камина предпочитала сидеть Ахматова.
В полутьме сидела она, покуривая тонкую папироску в длинном мундштуке, попивая кофе, всегда в окружении — влюбленных мужчин и женщин с глазами, словно углем нарисованными...
***
Принимали в «Собаке» не только по средам, как «на башне» у Иванова; регулярно случались еще и «субботы», а нерегулярно — «понедельники», «вторники», «четверги», «пятницы» и «воскресенья».
Тогда устраивались объявленные и необъявленные вечера с более или менее разработанной программой.
День за днем — маскарады, поэтические вечера, театрализованные представления, лекции, диспуты, бенефисы, танцевальные спектакли, ночи музыкальных имровизаций и спонтанной декламации, в крайнем случае, праздничные банкеты, и совсем уж в крайнем случае — обыкновенные застолья.
***
В тринадцатом году, еще не понимая
Что будет с нами, что нас ждет —
Шампанского бокалы подымая,
Мы весело встречали — Новый Год.
Как мы состарились! Проходят годы.
Проходят годы — их не замечаем мы...
Но этот воздух смерти и свободы,
И розы, и вино, и холод той зимы
Никто не позабыл, о я уверен.
Должно быть сквозь свинцовый мрак
На мир, что навсегда потерян,
Глаза умерших смотрят так.
(Георгий Иванов написал, возвращаясь мысленно в «Собаку»)
***
Решалось все просто, — писал Судейкин, вспоминая в эмиграции «Бродячую собаку».
— А почему не устроить вечер романса Зои Лодий? А почему и не устроить? А почему не устроить вечер Ванды Ландовской? А почему и не устроить? А почему не устроить вечер Далькроза с конкурсом императорского балета, вечер «Цеха Поэтов», вечер чествования Козьмы Пруткова, вечер современной музыки, доклад о французской живописи? А почему и не устроить?
Через две недели после открытия в «Бродячей собаке» устроили заочное чествование Константина Бальмонта. Бальмонт тогда в России был персона нон грата, но «собачники» решили, почему бы не отметить 25-летие его поэтической деятельности, и отметили.
Городецкий прочел вступительный доклад о юбиляре, а потом Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Гипнус, Доминов, Муравьевская читали стихи — свои. Было уютно и мило.
Меньше чем через год, 8 ноября 1913 года, Бальмонта снова чествовали в «Собаке», и на сей раз в его присутствии.
Кончилось, правда, не так хорошо, как в первый раз, и даже совсем нехорошо:
"К утру Бальмонт напился пьян, сел подле Ахматовой и стал с нею о чем-то говорить. В это время к нему подошел Морозов (сын пушкинианца) и стал говорить комплименты.
Бальмонт с перепою не разобрал в чем дело и заорал: «Убрать эту рожу!»
Тогда Морозов обозлился, схватил стакан с вином и швырнул в К. Д.
Этот вскочил, но был сбит с ног Морозовым.
Пошла драка. Ахматова бьется в истерике. Гумилев стоит в стороне, а все прочие избивают Морозова."
(из письма М. Долина Б. Садовскому)
Вышел долгий, громкий скандал с активным привлечением прессы.
Комментарии 4