До середины XX века чукотский народ следовал древнему закону. Обычай, распространенный в суровых северных землях, шокировал чопорных европейцев.
А смысл его был таков: когда умирал муж, его вдова переходила под покровительство младшего брата покойного. И по сути становилась его собственностью.
Левират — так назывался этот ритуал.
Но был он не проявлением жестокости, а способом обеспечить выживание рода в экстремальных условиях.
Чукотский левират: между долгом и выживанием
Что мы знаем о чукотском левирате? Это обычай, когда вдова переходит к брату почившего мужа, не уникален для этого северного народа. Он уходит своими корнями в глубокую древность, о чем свидетельствуют даже библейские тексты.
Но как именно этот закон проявлялся в жизни чукчей? Герхард Фридрих Миллер, неутомимый исследователь Сибири, провёл десять лет в экспедициях.
Он жадно впитывал в себя всё. Это языки и история, обычаи и культура народов, населяющих этот бескрайний северный край.
Но, пожалуй, самое интригующее в его работах — пристальное изучение вопросов брака и семьи. Он не просто изучал традиции, а как бы проникал сквозь общепринятые рамки. Вникал в то, о чём многие даже не задумывались.
Все свои наблюдения исследователь собрал в грандиозный труд «Описание сибирских народов». Книга долгое время покоилась в архивах, пока её не нашли в 1939 году. А на русском языке она вышла вообще спустя 70 лет!
В ней Миллер рассказывал про то, что он называл «потаёнными обстоятельствами брака».
Исследователь всегда подчёркивал: наука не знает слова «стыдно». Для неё нет запретных тем, есть только стремление к истине, какой бы она ни была.
Академик отметил одну важную деталь: левират не был строго обязательным. Скорее, это была традиция, нарушение которой осуждалось обществом.
Порицание со стороны общины, где все связаны друг с другом, было серьезным наказанием. Интересно, что в чукотской культуре существовала определенная свобода нравов. В отличие от соседних народов, здесь не наказывали за связь замужней женщины с родственниками мужа. Это считалось незначительной шалостью, что было удивительно для европейской морали.
А еще левират играл важную роль в продолжении рода. Если у пары не было детей, связь с братьями мужа поощрялась. Этот обычай перекликается с индуистской нийогой, когда для продолжения рода к женщине мог быть приставлен родственник или посторонний мужчина. Главная цель — рождение наследника, который в любом случае считался сыном умершего мужа.
Цена вдовы: экономика чукотского левирата
После смерти мужа чукчанка выходила замуж за его брата.
Герхард Миллер сравнивал женщину с плодородной землёй. Никто не откажется от купленной земли, чтобы не лишиться урожая. Так и чукчи не хотели терять женщину, за которую был уплачен выкуп.
Род старался сохранить её внутри семьи. Бывали случаи, когда вдове разрешалось выйти замуж за представителя другого рода. Но это происходило редко: если женщина была плохой хозяйкой или если роду требовались новые олени для пополнения стада.
Социолог Вестермарк видел причину устойчивости левирата в экономических отношениях. Женщина, по сути, была собственностью рода. За неё выплачивали калым, поэтому она не становилась наследницей, а сама являлась частью наследства.
Родственники мужа распоряжались ею по своему усмотрению. Словно вещью. Впрочем, сколько семей, столько и отношений.
Левират: основа чукотской самобытности
Чукчи стремились сохранять родовую линию.
Шотландский этнограф Мак-Леннан выдвинул свою теорию о левирате. Он считал, что этот обычай является прямым следствием норм экзогамии. Женщина воспринималась как потенциальная жена для всех мужчин одного рода.
Отсюда становится понятным второе объяснение "странного" поведения чукчей — это стремление к сохранению родовой линии.
Также важен был фактор передачи вековых знаний о происхождении. Это было очень важно для северного народа, который жил обособленно.
Левират обязывал брата умершего мужчины заботиться о его детях. Он должен был воспитывать их как своих собственных. Таким образом, ребенок оставался в пределах племени. Он фактически рос в полноценной семье своего биологического отца.
Сироты легко адаптировались к новым братьям и сестрам. Они могли быть детьми "нового папы" от предыдущих отношений или появлялись в новом браке.
У чукотских детей, принадлежащих к одному роду, был общий предок. Это служило надежной основой для формирования национального самосознания.
Брак без кровного родства: чукотская щепетильность
Чукчи предпочитали браки без кровного родства.
Миллер отмечал, что ни один чукча не взял бы в жены девушку из того же рода, к которому принадлежит сам. Даже если племя было очень большим. В этом вопросе чукчи-язычники проявляли крайнюю щепетильность.
Левират играл важную роль в предотвращении кровосмешения. Дети оставались в рамках одного рода. Это снижало вероятность того, что в будущем они встретят кровного родственника в другом племени.
Такой подход обеспечивал «чистоту» браков. Процесс выбора партнера для создания семьи становился проще. Исчезала необходимость долго выяснять, не являются ли кандидаты хоть и дальними, но родственниками.
Жители села Уэлен в Чукотском округе
Левират: не просто обычай, а закон выживания
В тундре, где жизнь была суровой, гибель мужчины (на охоте, от болезней, от травм) была обычным делом.
И что делать вдове с детьми? Как им выжить? Обычай левирата давал ответ.
Он не был какой-то дикостью, а скорее практичным решением. Женщина, потерявшая мужа, не оставалась одна. Она сразу же попадала под защиту и опеку его брата. Ну, или другого близкого родственника, например, племянника.
Это значило, что у нее было гарантированное пропитание и крыша над головой. Ей не нужно было искать нового мужа, что тоже экономило силы и время. Это был не прихоть, а необходимость. Сохранить род, обеспечить потомство, продолжить жизнь в тех непростых условиях.
Этнографы, которые изучали эти народы, подтверждают: такой обычай действительно помогал им выжить. #традиции
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев