В одних краях условной Руси — губерний Российской Империи, где не было влияния Кавказа и где говорили по‑русски — нравы были вольнее, в других — суровее, но любовь успевали встретить, кажется, везде. Тем горше потом порой бывала свадьба…
Без красной рубашки девки не глянут
В русской деревне слова «жених» и «невеста» не всегда использовались только на свадьбе или для тех, кто собирался её играть.
Часто это был также статус: мальчик или девочка подростки, которым уже можно о женитьбе думать, а значит — и ходить с молодёжью на гулянки, играть в игры, для детей не предназначающиеся, выбирать себе зазнобу, чтобы «провожаться» или «провожать».
Статус этот надо было обозначить. Ещё с дохристианских, похоже, времён фертильность, то есть способность зачать, отображали в народном костюме красным цветом. Наверное, поэтому для юноши и девушки было практически делом чести обзавестись чем-то красненьким.
Во второй половине девятнадцатого века мальчик, войдя в возраст, сходил с ума, пытаясь добыть себе красную рубашку фабричной окраски. Не каждая семья могла позволить себе такую обновку, но на парня без красной рубашки едва взглядывали девушки, даже видя, что он «взрослый».
В крайнем случае, конечно, обычную рубашку сына мать обшивала красной нитью или украшала лоскутами, как делали поколения до того, но увы, такая изворотливость была и сигналом — эта семья бедна, нечего и думать, что туда хорошую девушку замуж отдадут.
Мальчик мог выклянчивать рубаху у отца с матерью днями и неделями напролёт, даже постоянно получая оплеухи за надоедливость.
Если ему удавалось наняться работать на сторону и потратить на рубаху деньги до того, как их отберут в семью, он так же спокойно переносил побои, как и подросток, который клянчил. Эта цена за девичье внимание не казалась высокой никому.
В конце концов, сколько ещё за девок придётся драться! А тут — считай, закалился.
Комментарии 1
Игры, конечно,впечатлили...