Невестка государыни, будущая императрица Екатерина II, вспоминала, что Елизавета Петровна под конец жизни «елико возможно, копила деньги, держала их при себе, ничего не отпускала на государство»
и «скопила столько денег, сколько было возможно, и держала их у себя на глазах, не употребляя ни на какие государственные нужды».
Датский посланник Гастгаузен сообщал, что после смерти Елизаветы в ее кабинете оказались большие богатства: до 600 пудов серебра, 67 пудов золота, полтора миллиона империалов и на два миллиона неотчеканенной монеты, всего денег от трех до четырех миллионов рублей — годовой бюджет страны!«Говорят, — добавляет датский посланник, — что в потайном кабинете императрицы, ключи от которого имела только она одна, найдены были чрезвычайно странные предметы, например, всякого рода снедь, морковь, огурцы, восковая свеча, которую она держала во время обручения нынешнего императора, старинные записи ее отца и много других подобных вещей и все это среди бриллиантов огромной ценности».
Финал на Рождество
18 декабря 1861 года Елизавета Петровна, уже не имея сил встать с кровати, наконец согласилась принять лекарство английского врача Монсея. Однако сначала она заставила самого доктора выпить более трети всего снадобья, чтобы убедиться в его безопасности. Микстура немного помогла: «Благодаря этому лекарству она спокойно спит, лихорадка и кровохарканье прекратились, появилась сильная испарина, и ее рана на ноге открылась; что кризис миновал и императрица на пути к выздоровлению», — решили приближенные.
Едва почувствовав улучшение, государыня вновь выгнала врачей из своих покоев. Как рассказывал Гастгаузен, «хотя она сильно страдает, но не сознает опасности и поэтому плохо следует советам докторов, полагаясь больше на свою сильную натуру, которая много раз ее выручала, чем на лекарства».
Но надежды оказались напрасны. Императрица скончалась 25 декабря 1761 года, когда мир отмечал великий праздник — Рождество.
Комментарии 3
Похоже на заболевание сосудов головного мозга...