Лубок: русское народное искусство с иностранными корнями
Лубок "Вася Флотский". В. Несслер. 1904 г.
Лубок — это разновидность графического произведения искусства в виде отпечатанного на бумаге оттиска, а затем раскрашенного вручную.
Термин «лубок» имеет славянское происхождение: лубом на Руси издавна называли внутреннюю часть коры деревьев. Лубочные картинки или листы были широко распространены в России с середины XVII до конца XIX века.
Лубок. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», XVIII век
Лубок изначально был весьма популярным видом народного творчества. Позже, с развитием печатных технологий, одностраничные листы начали делать промышленным способом на полиграфических предприятиях.
История возникновения и развития лубка
Лубок имеет древние исторические корни. Первыми печатные и раскрашенные вручную изображения научились изготавливать китайские мастера в VIII веке.
В Европе аналогичный вид графики появился лишь в XV веке в Германии после изобретения книгопечатания. Печатные формы изготавливали сначала из древесины, а затем из металла (меди).
Лубок. «Еда благочестивых и неверующих», XVIII век
Фольклорные картинки сатирического, патриотического и прочего содержания быстро распространились по всей Европе, а в XVI веке впервые попали в Россию.
Здесь их в то время называли немецкими потешными листами. Вскоре русские умельцы научились самостоятельно изготавливать печатные формы на основе техники продольной ксилографии и офорта.
Лубок. «Шут Фарнос верхом на свинье», XVIII век
В конце XVII века лубок в России подвергся гонениям со стороны властей и руководства православной церкви. Высочайшим Указом Московского Патриарха от 1674 года запрещалось покупать отпечатанные еретиками-лютеранами листки.
Единственной разрешенной формой изобразительного искусства тогда были иконы, которые следовало писать в строгом соответствии с древними византийскими традициями. А почти через полвека, в 1723 году был введен запрет на изображение на печатных листках царствующих персон.
Лубок. «Мыши кота погребают», 1725
Но действия властей возымели обратный эффект. Появилось огромное количество народных мастеров-кустарей, которые делали лубочные листки подпольно и распространяли их среди населения.
Поэтому в начале XVIII века в Москве была организована специальная печатная (Изуграфская) палата для выдачи разрешений на изготовление лубков. Позже эту функцию стали выполнять специально назначенные архиереи.
Лубок. «Раскольник и цирюльник», 1770
В середине XVIII века в России начали массово открываться фигурные (печатные) фабрики по производству лубочных картинок. Вплоть до конца XIX века лубок оставался единственным широкодоступным видом изобразительного искусства в Российской Империи.
Лубок. Василий Корень. «Адам и Ева», 1792
Во время Отечественной войны 1812 года лубочные картинки стали частью официальной пропаганды. Сатирические карикатурные листки политического содержания высмеивали французов и поднимали боевой дух населения.
Лубок. «Василиса Кожина — командир партизан», 1812
В 1822 году специальным царским указом была введена полицейская цензура на изготовление любых печатных оттисков. Одновременно в России начинается бурное развитие новых техник печати: поперечной ксилографии и литографии, которые постепенно вытесняют лубок из печатного промышленного производства.
Лубок. «Сова», Начало XIX века
В начале Первой мировой войны лубочные листы еще используются в качестве политического плаката в России.
Лубок «Эх ты немец, при да при же, не допрешь, чтоб сесть в Париже...» В. Маяковский. 1914 г.
Лубок «Сдал австриец русским Львов, Где им зайцам против львов!..». А. Лентулов. 1914 г.
Лубок «Хоть одет ты и по форме – получай ка по платформе…». Фабрика плакатов А. Постникова. 1914 г.
Лубок «Священная война». 1914 г.
Лубочная картинка отражала народные чаяния, думы и чувства, несла в себе крепкую веру в победу, поднимая моральный дух армии. Лубок всегда был доходчивым по своему содержанию и с успехом заменял новостные сводки для самых широких слоев общества.
Россия за правду. Не в первый раз отчизна дорогая вступила в бой за правду и любовь.../
Но уже через несколько лет, после Октябрьской революции и Гражданской войны лубок окончательно сдает свои позиции.
Новая Советская власть делает ставку на более прогрессивные печатные технологии и быстро искореняет кустарное производство во всех регионах страны.
Типы, жанры и отличительные особенности лубка
Традиционный русский лубок имеет характерные особенности, которые отличают его от других видов изобразительного искусства. К ним относятся: Яркая раскраска контурных изображений. Грубая прорисовка деталей. Ограниченные размеры оттиска и формы. Наличие на печатном листе помимо изображения поясняющей надписи мелким текстом.
Лубок. «Генерал-майор Александр Сеславин», 1839
История развития лубка в России насчитывает более 250 лет. За это время сформировалось большое количество типов (жанров) этого вида искусства:
Духовный — на тему жизнеописаний святых, притч из священных книг. Философский — содержащий нравственно-поучительную информацию о вреде человеческих пороков. Исторический — посвященный достоверным событиям из жизни народа, а также описывающий старинные летописи и сказания. Сказочный — с вымышленным сюжетом и скрытым воспитательным смыслом. Политический — используемый в пропагандистских целях во время войн. Сатирический — жестко преследуемый властями и едко высмеивающий недостатки общества.
Лубок. «Сказка о рыбаке и рыбке», 1878
Сегодня старинное искусство лубка не пользуется особой популярностью среди ценителей прекрасного. Но многочисленные произведения древних мастеров все же находят своих благодарных зрителей в музеях и на выставках.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1