Такая система очень быстро оказалась самой простой и максимально удобной формой записи музыки.
Благодаря такому комфортному способу архивирования нотная грамота стала распространяться по миру. Только в тот период музыка вышла за церковные пределы и сначала обосновалась во дворцах владык и вельмож, а позже оказалась в театрах, концертных залах и на городских площадях, став всемирным достоянием.
Сейчас нотоносец содержит пять линий, и ноты изображаются кружками. Однако же введенный Гвидо принцип остался без других изменений.
Более высокие звуки отображаются нотами на более высоких линейках. Нот, как и в 11 веке, семь, и все они образуют ту или иную октаву.
Изначально Гвидо дал такие названия каждой: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
Эти созвучия он позаимствовал из старинного церковного песнопения, который посвящен святому Иоанну Крестителю.
В тексте на латиннице восхваляется популярный святой, к которому обращаются мольбы об очищении уст просящих от греха и их намерения чистыми голосами прославлять его чудеса. Но основной интерес представляет собой не само содержание гимна, а его строение.
Текст разбит на семь строк, при этом мелодия, соответствующая каждой строке, всякий раз начинается тоном выше на фоне предыдущей. Первые шесть строк гимна начинаются с шести слогов, которыми и названы были первые шесть нот.
UT queant laxis REsonare fibris
MIra gestorum FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
Все названия нот в авторстве Гвидо, помимо первой, заканчивались на гласный звук. При этом первый закрытый слог Ut, используемый им для первой ноты октавы, пропеть не представлялось возможным.
В 16 веке его заменили на ДО, известное нам и сегодня. Есть версия, что это название происходит от DOMINUS, что значит – Господь. Такая точка зрения видится специалистам вполне правдоподобной, но дать этой гипотезе абсолютно точную историческую оценку никто не берется.
Это все произошло значительно позже, а тем временем, изобретя ноты, Гвидо начал быстренько обучать своих певчих «музыкальной азбуке».
Именно он впервые преподавал сольфеджио — правила пения по нотам. Уже спустя год-два после нотной революции церковные вокалисты могли самостоятельно и, главное, синхронно спеть любую мелодию, так как месса отныне записывалась понятными и едиными для всех нотами.
Современную интерпретацию нотных названий принято представлять так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – солнечная система или семья планет;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Комментарии 2