Одна из подруг Коко, известная актриса, «уступила» его Шанель со словами: «Он мне дороговато обходится». Коко тогда уже могла не думать о «дополнительных расходах», и в ее жизни начинается «русский период».
Через Дмитрия Романова Коко познакомилась с великой княгиней Марией Павловной, дочерью младшего брата Александра III. Затем с князем Путятиным и другими представителями высшей знати России.
«Все эти великие князья, — вспоминала Коко, — были похожи друг на друга: прекрасное лицо, которое ничего не выражало, зеленые глаза, тонкие руки. Они пьют, чтобы избавиться от страха. Эти русские величавы, красивы, великолепны. Но за всем этим ничего нет, только пустота и водка».
Она рылась в гардеробе своих великосветских любовников в поисках вдохновения. Жакеты, свитера игроков в поло, блузы с галстуками — все, что заимствовала Шанель у мужчин, превращалось в нечто обворожительное и женственное.
О Коко тех лет написал в своей книге «Десятилетие иллюзий» Морис Саш:
«Шанель создала женщину, которой до нее Париж не знал. Ее влияние перешло границы профессии. Ее имя оставляет в сознании след, какой оставляют великие политические деятели или литераторы. Наконец, она представляет собой совершенно новое существо — всемогущее, несмотря на легендарные женские слабости».
«Мода выходит из моды, а стиль — никогда!» — заявляла она.
Ее кредо было — простота.
«Истинная элегантность предполагает беспрепятственную свободу движения, — говорила она. — Элегантность не в том, чтобы надеть новое платье.
Элегантна — потому что элегантна, новое платье тут ни при чем. Можно быть элегантной в юбке и в хорошо подобранной фуфайке. Было бы несчастьем, если надо было бы одеваться у Шанель, чтобы быть элегантной. Это так ограничивает!»
Ей хотелось, чтобы одежда хорошо прилегала к телу, но не слишком обтягивала, поэтому в плечах ее модели были очень точно скроены, а в талии они более свободные, в отличие от моделей других дизайнеров того времени.
Она любила юбки ниже колен, поскольку считала колени уродливыми. А еще Шанель считала нужными карманы, чтобы класть ключи от дома и машины. Она обладала не только чувством стиля и элегантностью, но и практичностью.
«Дать женщинам возможность свободно двигаться, не чувствовать себя скованно, не подстраиваться под одежду, которую они надевают, — это очень трудно. Мне кажется, у меня есть этот дар» — говорила Коко.
В 1923 году появились её духи «Шанель №5».
Комментарии 1