Позже де Сада выслали из Бастилии и отправили в Шарантон – дом для умалишенных.
17 марта 1790 года де Сад все-таки вышел на свободу, согласно декрету Учредительного собрания. После освобождения маркиз активно поддержал идеи Первой республики и даже примкнул к одной из революционных группировок под именем Луи Сад.
Перевернутая мораль
В 1791 году де Сад опубликовал еще один роман – «Жюстина, или Несчастья добродетели». Это история двух сестер. Жюльетта – чувственная, развратная, а Жюстина – чистая, непорочная, можно сказать, святая.
Де Сад с присущей ему откровенностью и бесстыдством описывает всевозможные ужасы, которые обрушиваются на бедную Жюстину. Природа наградила девочку ангельским характером, но автор старается показать, что добродетель – это не благо, а, напротив, порок.
Критики до сих пор спорят о том, что хотел сказать де Сад. Одни считают его гением-провокатором, дерзко и правдиво отражающим язвы общества, другие видят в нем лишь человека с очень извращенной фантазией.
Однако творчество де Сада оказало влияние на западных деятелей культуры не только эпохи Просвещения. Ницше, Манн, Гойя, Делакруа и Фрейд – вот лишь немногие из тех, кто черпал вдохновение в работах развратного маркиза.
Впрочем, разврат не занимал центральное место в работах де Сада.
Взять хотя бы «120 дней Содома» с описаниями порезов, переломов, жертвоприношений, кровопусканий и смерти – мало у кого роман вызовет сексуальное возбуждение.
И даже произведение «Жюстина, или Несчастья добродетели» вызвал негодование публики не обилием непристойных эпизодов, а с ног на голову перевернутой моралью. По сути, де Сад взял за основу идею Канта о том, что человек обязан следовать моральному закону, и вывернул ее наизнанку. С его точки зрения, истинная нравственность заключается в том, чтобы следовать своим самым темным и разрушительным страстям.
Он утверждал, что все построения нашего разума есть лишь побочный продукт инстинктов, укоренившихся в нас на века. Именно поэтому благородство он считал фальшивым, а жестокость естественной.
«Люди осуждают страсти, забывая, что философия зажигает свой факел от их огня», – писал де Сад.
Финал его жизни был бесславным. Последние годы он провел в приюте Шарантон – том самом, куда его выслали из Бастилии. Он умер 2 декабря 1814 года от приступа астмы. Ему было 74 года.
Перед смертью маркиз написал завещание, в котором раскаялся в своих грехах и попросил похоронить его в лесу, а могилу засыпать желудями, чтобы дорога к ней была забыта.
Но местный священник не был предупрежден о пожелании покойного, поэтому тело де Сада и захоронили по христианскому обычаю на кладбище в Сен-Морис.
Комментарии 6
Спасибо за интересный материал..