Давая интервью газете «Новости дня» 24 марта 1903 года, сам Наркиз Бунин отметил:
«Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным.
В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого...»
Общественность же по разному восприняла такую смелую картину.
Например, столичный журналист Любошиц написал на полотне слово «мерзость», а тем, кто попытался его остановить сказал:
«Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией».
Полиция прибыла, и Любошица арестовали на шесть дней. После этого инцидента приток посетителей выставки увеличился в разы.
Опасаясь дальнейшего развития скандала, администрация вынуждена была убрать картину из экспозиции.
Впрочем, не все так осудили картину.
Например, писатель Фёдор Сологуб предложил просто по новому взглянуть на неё:
«Понимаю, что содержание картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю, что в ней скандального. Говорят, что публику особенно привлекают в этой картине и соблазняют изображенные на ней, среди разных других предметов, ноги людей, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают картине рекламу.
Если это так, то право, странная публика. ... Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с символической точки зрения и не увидеть в ней не простых рыбаков и не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную».
Несмотря на всеобщий ажиотаж, сам Толстой всё же был абсолютно спокоен по поводу картины.
На вопросы журналистов он отвечал так: «Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему...»
Позже, резюмируя итоги шумихи вокруг «Рыбной ловли», столичное издание «Гражданин» констатировало: «Это была неделя оголенного Толстого».
#живопись
Нет комментариев