Свою последнюю поездку в Россию Давид Рентген совершил вместе с молодым, способным мастером с Нойвидской фабрики — Генрихом Гамбсом.
Генрих правильно оценил обстановку, остался в Петербурге и, объединившись с австрийским купцом Ионафаном Отто, открыл мебельную мастерскую "Отто и Гамбс".
В тот период в России только начинают создаваться мебельные производства, большинство мебели аристократия еще заказывает за рубежом и дело Гамбса быстро развивается.
Покровительницей и главной клиенткой Гамбса становится Великая княгиня Мария Федоровна, жена Павла I.
Та самая, увлекающаяся ремеслами, живописью, освоившая токарное мастерство будущая императрица.
Ходят легенды, что Гамбс даже давал ей уроки по столярному делу.
Гамбс берется за реставрацию мебели Давида Рентгена, хранящуюся в Эрмитаже и полностью меблирует новый дворец Александра I в Царском селе.
К 1807 году его магазин на Итальянской улице становится местом притяжения состоятельных питербуржцев, а сам Гамбс получает российское подданство.
Мебель Гамбса, так же, как и мебель Рентгенов, изобилует хитрыми механизмами, потайными отделениями, качеством и внешним великолепием.
Кстати, разрабатывать внешнее великолепие Гамбсу помогает известный русский архитектор и живописец А.Н.Воронихин.
1810 год приносит Гамбсу звание "придворного механика". Тогда же, его старший сын Петр становится совладельцем фирмы.
Эпидемия холеры в 1831 году уносит жизнь Генриха Гамбса, но его дело успешно продолжают сначала сыновья, Петр и Эрнест, потом внук Петр.
Причем настолько успешно, что удостаиваются звания Поставщика Двора их Императорского Величества, титул, в чем-то ценнее сословного.
Забавный диванчик «тет-а-тет».
---
Конец славной династии приходится на правнуков Генриха Гамбса. Не справившись с налаженным фабричным производством и подделками, мастерская перестает существовать ко второй половине XIX века.
Теперь обратимся к литературе, чтобы понять, насколько широка была известность и популярность этой фирмы.
Именно в стульях Гамбса были спрятали бриллианты, в романе Ильфа и Петрова "12 стульев".
«Гостиный гарнитур… Обитый английским ситцем в цветочек… Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская…»
Так же, в своих произведениях гамбсовскую мебель упоминали Пушкин, Гончаров и Тургенев, когда хотели подчеркнуть обеспеченность и уют дома.
А. С. Пушкин в незаконченном отрывке «Мы проводили вечер на даче…» писал об одном из героев, что он дремал «в гамбсовых креслах».
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» усадил Павла Петровича Кирсанова в широкое гамбсовское кресло.
И. А. Гончаров в очерке «Письма столичного друга к провинциальному жениху» писал:
Да кто же требует, чтоб они уставляли комнаты гамбсовской мебелью, а стены увешивали произведениями отличных художников?
Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой
---
В Москве, в 2016 году проходила выставка «Гамбсова мебель», будем следить и надеяться, что Исторический музей ее повторит:)
#искусство
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3