Его называют деревянным малахитом. На Руси в XVI – XVII веках посуда из него красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной. Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще на березе.
Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Кап, растущий на стволе дерева, называют стволовым, а у корня – капо-корнем. Текстуру волокон капа часто сравнивают с мрамором.
В первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка.
В дореволюционной России кап ценился навес золота – 70 рублей за килограмм в сухом виде. О капе ходили легенды, как о женьшене. Найти его в лесу считалось счастьем. В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету.
Признанным центром обработки березового капа считалась Вятская губерния. Вятские крестьяне издавна изготовляли из капа ложки, ковши, кружки, братины.
Судьба капового производства связана с людьми поистине незаурядными, а подчас и легендарными. Такой личностью был крестьянин села Истобенска Амвросий Ковязин.
Переболев в детстве оспой, он навсегда лишился зрения. Казалось бы, судьба его была предрешена - жить на милостыню от добрых людей. Но благодаря необычайным способностям и жизнелюбию стал Ковязин слепцом знаменитым. "Вятские губернские ведомости" в 1844 году писали о нем: "...гений в своем роде... У него память и органы внешних чувств, без сомнения, кроме зрения, доведены до невероятного утончения и совершенства. Особенно посредством чувства осязания он, говоря языком модным, творит чудеса… Он заслуженно пользуется уважением и любовию всех, а особенно своего семейства, которое питается его трудами. Вот так премудрый Господь умудрил этого слепца, конечно, за его добрый нрав и благочестивую жизнь".
Амвросий Ковязин ходил без поводыря, играл на гармони, пел в церковном хоре, знал множество церковных обрядов, читал по праздникам "Апостол" целыми страницами наизусть. Но главное, он с юных лет занимался столярной работой. Притом столяром был хорошим и этим своим ремеслом кормил семью - жену и детей.
Случаю было угодно, чтобы истобенский купец привез в село каповую шкатулку работы Макаровых. Эта ценная вещь попала в руки Ковязина.
Он не поверил, что предмет, оказавшийся в его руках, деревянный: для дерева шкатулка была тяжела и необыкновенно гладка и холодна, словно стеклянная.
Местный учитель, знавший о капе, объяснил слепцу, что это такое.
В саду, у дома, где летом Ковязин работал, росли березы. Не раз обошел Амвросий свой сад, "осматривая" руками каждое дерево. Но стволы были ровными и гладкими. И лишь однажды, отдыхая после работы у старой березы и по привычке ошаривая возле себя место, слепой мастер
натолкнулся на необычные корни: толстые, с узловатыми вздутиями, наплывами, они растекались вокруг дерева, прежде чем уйти в землю.
Амвросий Ефимович, позвав учителя, вырубил один из таких наплывов и распилил его. Учитель не поверил своим глазам: рисунок на срезе был необыкновенно похож на кап, только более крупный, с черными точками.
Да, это был кап, но не стволовый, а корневой!
Так слепой"увидел", открыл новый материал - капокорень, более доступный и более
дешевый!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев