
13 июля 1966 года было основано Международное Общество Сознания Кришны


«Моя миссия увенчалась успехом. Я приехал в Америку в 1965г. И вот теперь, через двенадцать лет, нас наконец признали. Я скитался в одиночестве по улицам со своими книгами. И никому до меня не было дела... Кришна всегда удивителен. Удивительнее Его нет никого. Он может сотворить любое чудо» (Его Божественная милость А.Ч.Бхактиведната Свами).
«Мы назовём наше общество ISKCON — «Международное общество сознания Кришны».
Придумав эту аббревиатуру, Бхактиведанта Свами весело рассмеялся. Он начал подготовку к юридической регистрации Общества ещё весной, когда жил на Бауэри. Но даже до того, как оформлять его официально, он уже говорил о «Международном обществе сознания Кришны», упоминал о нём в письмах в Индию и в интервью для «Вилледж Войс».
Один из новых друзей Бхактиведанты Свами предложил название, которое, по его мнению, для жителей Запада звучало бы более привычно — «Международное общество сознания Бога», но Бхактиведанта Свами настоял: «Сознания Кришны». «Бог» — понятие расплывчатое, а «Кришна» — и точно, и научно. С духовной точки зрения «сознание Бога» звучало слабее и не указывало непосредственно на личность. А если жители Запада не знают, что Кришна — Бог, то Международное общество сознания Кришны расскажет им об этом, прославляя Его «в каждом городе и деревне».
Выражение «сознание Кришны» Бхактиведанта Свами позаимствовал из «Падьявали», книги, написанной в шестнадцатом веке Шрилой Рупой Госвами — так он перевёл фразу кришна-бхакти-раса-бхавита — «наслаждаться сладчайшим вкусом преданного служения Кришне».
Веды говорят, что вселенское время движется циклично, проходя через четыре «сезона» (юги), худшая из которых — эпоха Кали — время, когда люди утрачивают свои духовные качества, и в итоге человеческое общество превращается в стадо животных, лишённых представления о том, каким быть человеку. Но ведические Писания, кроме того, предсказывают наступление «золотого века» духовной жизни, который начнётся с приходом Господа Чайтаньи и продлится десять тысяч лет — как небольшой водоворот, движущийся вспять течению Кали-юги.
Заглядывая на тысячелетия вперёд, но при этом стоя обеими ногами на земле Второй авеню, Бхактиведанта Свами основал Международное общество сознания Кришны. Пока что за всё отвечает только он один: платит за аренду, оформляет регистрацию, а самое главное — прокладывает путь для будущего всемирного сообщества преданных. Однако он не считал, что такое скромное начало как-то ограничивает размах его божественной миссии. Он знал, что всё зависит от Кришны — и успех, и поражение. На всё воля Всевышнего. Ему остаётся лишь делать попытки.
Цели общества, зафиксированные в свидетельстве о регистрации ISKCON, раскрывали замысел Бхактиведанты Свами. Их было семь, как и в проекте устава Лиги преданных, основанной им в Джханси (Индия, 1954 год). Та попытка оказалась безуспешной, но цели остались прежними.

Семь целей Международного общества сознания Кришны:

а) систематически распространять в обществе духовное знание и обучать людей методам духовной практики, чтобы восстановить нарушенное равновесие в системе ценностей общества, а также обеспечить подлинное единство людей и установить мир во всём мире;

б) проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам»;

в) объединить членов Общества и приблизить их к Кришне — изначальному существу, и тем самым дать членам Общества и человечеству в целом, представление о том, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога (Кришны);

г) распространять и поощрять движение санкиртаны — совместного пения Святого имени Господа, как тому учил Господь Шри Чайтанья Махапрабху.

д) построить для членов Общества и всех людей город в одном из святых мест, где проходили духовные игры Кришны;

е) объединить членов Общества в единую семью с целью обучения их более простому и естественному образу жизни;

ж) для достижения вышеупомянутых целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги.
Независимо от того, что думали о целях Общества первые попечители ISKCON, для Бхактиведанты Свами эти цели были зримой реальностью. Как сказал господин Рубен, машинист метро, встретивший Бхактиведанту Свами в парке на Манхэттене в 1965 году: «Он как будто знал, что у него будут храмы, заполненные преданными… «Храмы и книги уже есть, — говорил он, — они существуют, и только время отделяет нас от них».
«Распространение духовного знания» значилось в уставе под номером один. «Проповедь», — это слово, которое Бхактиведанта Свами употреблял чаще всего. Для него оно значило гораздо больше, нежели просто чтение лекций. Под проповедью он понимал славную и бескорыстную готовность пойти на любой риск ради Верховного Господа.
Господь Чайтанья проповедовал, путешествуя по всей Южной Индии, вдохновляя тысячи и тысячи людей восторженно петь и танцевать вместе с Ним. Господь Кришна проповедовал «Бхагавад-гиту», стоя с Арджуной на колеснице на поле сражения, Курукшетре. Господь Будда проповедовал, Иисус Христос проповедовал — все чистые преданные проповедуют.
Своей проповедью ISKCON должен был добиться того, что пока не удалось ни Лиге Наций, ни ООН — «подлинного единства и мира во всём мире». Труженикам ISKCON предстояло принести в человеческое общество, глубоко поражённое материализмом и раздорами, мир и спокойствие. Им надлежало «систематически распространять духовное знание» — научное знание о Боге, не ограниченное узкими сектантскими представлениями. Это не было рождением новой религии: в июле 1966 года Бхактиведанта Свами пересадил на западную почву росток движения санкиртаны, вечной проповеди о Боге.
Члены общества должны сплотиться и, слушая «Бхагавад-гиту» и «Шримад Бхагаватам» и повторяя мантру «Харе Кришна», понять, что каждое живое существо — душа, вечно связанная с Кришной, Верховной Личностью Бога. Тогда они смогут донести это знание до «всего человечества» — главным образом через санкиртану, пение Святого имени Бога.
Ещё ISKCON должен был построить для членов Общества город в святом месте, посвящённом Господу Кришне и Его духовным играм. Разве эта цель не выходит за пределы магазинчика? Безусловно. Бхактиведанта Свами никогда не мыслил узко, он «как будто знал, что у него будут храмы, заполненные преданными».
Он хотел, чтобы ISKCON учил людей «простому, более естественному образу жизни». Бхактиведанта Свами помнил об индийских деревнях, где люди по сей день живут так, как когда-то жил Сам Кришна. Такая жизнь наиболее благоприятствует развитию духовного сознания.
Достигнуть первых шести целей можно было за счёт седьмой: ISKCON должен издавать и распространять литературу. Это было особое наставление, полученное Бхактиведантой Свами от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати. Однажды, в 1932 году, во Вриндаване, на Радха-кунде, Бхактисиддханта Сарасвати сам сказал ему: «Если когда-нибудь у тебя будут деньги, печатай книги».
Разумеется, никто из подписавшихся под свидетельством о регистрации понятия не имел, каким образом мечта Свами сможет воплотится в жизнь, но его «семь целей» не были обычной религиозной риторикой, призванной произвести впечатление на правительственных чиновников штата Нью-Йорк. Бхактиведанта Свами действительно намеревался воплотить в жизнь каждый из пунктов этой программы.
Сейчас, конечно, условия работы оставляли желать лучшего.
«Главное место богослужения, расположенное по адресу: Вторая авеню, 26, в городе, округе и штате Нью-Йорк», на тот момент было единственным центром Международного общества сознания Кришны. Но всем, кто с ним общался, Бхактиведанта Свами давал понять, что живёт не по этому адресу. У него было духовное зрение. Его Гуру Махарадж в своё время не побоялся покинуть святые места, чтобы проповедовать в Калькутте, Бомбее и Дели. Но при этом, как говорил Бхактиведанта Свами, он не считал себя жителем ни одного из этих городов: совершенно поглощённый преданным служением, он всегда пребывал на Вайкунтхе, в духовном мире. Так же и «место богослужения в доме № 26 по Второй авеню» уже не было каким-то нью-йоркским магазинчиком, бывшей антикварной лавкой. И магазинчик, и квартира теперь одухотворились и превратились в духовное небо.
«Все человечество» могло прийти сюда, чтобы, независимо от расы или религиозных убеждений, найти здесь прибежище. Каким бы простым, тесным и бедным ни был этот магазинчик, Бхактиведанта Свами считал его «святым местом, посвящённым Кришне и Его духовным играм». Это была штаб-квартира, издательство, место паломничества и центр, из которого армии преданных выйдут на улицы, чтобы петь Святые имена Бога по всему миру. Всей Вселенной предстояло принять сознание Кришны из рук Международного общества сознания Кришны, которое здесь сейчас зарождалось.
ISKCON представляет собой тело Шрилы Прабхупады и поэтому сразу станет бесполезным, как только мы перестанем признавать особую, уникальную роль Шрилы Прабхупады в ISKCON как его ачарьи-основателя.
krishna-tv.com
Комментарии 1