
Рагхунатха Дас Госвами явился в этот мир в 1495 году. Он был одним из шести Госвами Вриндавана, учителем которых был сам Господь Чайтанья.
Родился он в небольшом селении Чандпур, которое находится на месте нынешнего Шри Кришнапура, в двух милях от Сантаграма провинции Хугли в Западной Бенгалии. Его отец, Говардхана Маджумдара, принадлежал не к брахманическому сословию, однако владел большим количеством земель, и состояние его измерялось миллиардами. Все эти богатства должен был унаследовать Рагхунатха Даса Госвами, так как в их семье других наследников мужского пола больше не было.
Баларама Ачарья, возвышенный и авторитетный преданный Сантаграма, начал наставлять Рагхунатху в основах учения вайшнавов ещё с раннего детства. Он хотел взрастить в своём ученике настоящую святость. После ухода учителя из этого мира, цветок преданности в сердце Рагхунатхи взращивал сам Харидас Тхакур, который поддерживал общение с Баларамой Ачарьей. Харидас Тхакур пролил на юного Рагхунатха свои благословения.
В возрасте 15 лет Рагхунатха впервые встретил Господа Чайтанью. В 1510 году известие о санньясе Шри Чайтаньи достигло Сантаграма. Узнав, что Нитьананда Прабху отговорил Шри Чайтанью от паломничества во Вриндаван и привёл Его в местность, расположенную близ Шантипура, Рагхунатх Дас просил разрешения отца пойти туда, чтобы увидеть великого Шри Чайтанью, о котором так много рассказывал ему святой Харидас Тхакур. Но юноша был слишком молод, всего пятнадцати лет от роду, и отец сомневался, стоит ли позволять своему сыну-аристократу общаться с большим числом отречённых. Говардхан не хотел, чтобы единственный наследник отрекался от мира и уходил из семьи. И всё же Рагхунатх Дас убежал из дома в Шантипур и увиделся со Шри Чайтаньей Махапрабху.Четыре года спустя, когда Рагхунатху было почти девятнадцать, Шри Чайтанья вернулся в Шантипур. Сейчас, сильней, чем когда бы то ни было, Рагхунатх Дас жаждал общения с Ним. Видя, что удержать сына ему не удастся, Говардхан покорился судьбе и больше не противился его желанию искать духовности. Он только просил Рагхунатха хранить осторожность и поскорее вернуться домой.Юноша был доставлен в Шантипур в сопровождении великолепного эскорта. Прибыв на место, он тотчас же отправился в дом Адвайты Ачарьи, где состоялась его первая встреча со Шри Чайтаньей, и где Чайтанья Махапрабху остановился вновь. Слёзы любви хлынули из глаз Рагхунатха Даса, когда он увидел Шри Чайтанью, улыбавшегося ему, точно старому другу.Несмотря на горячее желание Рагхунатха Даса отречься от семьи и богатства, Шри Чайтанья повелел ему возвратиться домой. «Господь Кришна призовёт тебя к отречению в надлежащее время, — сказал Шри Чайтанья, — а пока живи, как обычный человек».Спустя шесть дней Рагхунатх Дас вернулся в Сантаграм. Ощущая себя совершенно новой личностью, Рагхунатх Дас продолжал получать наставления Шри Чайтаньи изнутри своего сердца. Он умело управлял имением отца и женился на девушке несказанной красоты. Ведя, на первый взгляд, роскошную жизнь богача, в глубине души Рагхунатх Дас торопил день, когда сможет отречься от всего мирского, предпочтя ему простоту и аскетизм.Достигнув же 19-летнего возраста и получив благословения Господа Нитьянанды, он оставил жену, которая была прекраснее любой апсары, танцевавшей для царя Индры, и сказочные богатства. Путь его лежал в Джаганнатха пури, где он посвятил себя сокровенному служению Шри Гаура Райе и своему шикша-гуру Сварупе Дамодаре Госвами на протяжении 16 лет.В течение шестнадцати лет он служил Шри Чайтанье Махапрабху и своему наставнику Сварупе Дамодаре Госвами в Джаганнатха Пури. Господь Гауранга передал ему Своё личное Божество Говардхана-шилу и гунджа-малу.После того, как Шри Чайтанья Махапрабху покинул этот мир, Рагхунатха дас не хотел больше жить и потому отправился во Вриндаван, чтобы покончить с жизнью, бросившись с Говардхана. Во Вриндаване Шри Рупа и Санатана Госвами удержали его от этого шага. Они убедили Госвами продолжать жить и ежедневно рассказывать об играх Господа, что он и делал на протяжении трёх часов каждый день, вплоть до самой смерти. Подобная практика Рагхунатха Даса дала возможность Рупе и Санатану регулярно слушать из его уст повествования о Шри Чайтанье Махапрабху. В конце концов, среди вайшнавов имя Рагхунатха Даса стало нераздельным с именем Рупы и Санатана. Тесно подружившись между собой, они продолжали своё служение во Вриндаване до последних дней жизни.Три часа в день он посвящал киртанам, повествуя о жизни Чайтаньи Махабху, ибо он на протяжении 16 лет наблюдал все самые сокровенные игры Господа Чайтаньи в Пури. Днём он не покидал Чайтанью, а ночью с Господом оставался Сварупа Дамодара. И Сварупа Дамодара рассказывал ему обо всём, что происходило ночью. В мельчайших деталях он знал жизнь Господа Чайтаньи и мог без конца рассказывать о ней. Всё остальное время Рагхунатхи даса Госвами было посвящено смаранам — памятованию о Господе. Спал он всего 1,5 часа в сутки в течение последних 70 лет.Большую часть времени Рупа и Санатана проводили в самом Вриндаване, тогда как Рагхунатх Дас путешествовал в городок Говардхан во Врадже, где предавался медитации близ прекрасного озера, известного в наши дни под названием Радха-кунда. Впоследствии Радха-кунда прославилась среди вайшнавов как мистическое жилище Рагхунатха Даса Госвами или «Даса Госвами», как называли его во Вриндаване, поскольку именно здесь в маленьком домике он и решил поселиться.Рагхунатх Дас не сразу обзавёлся жильём, поначалу он просто садился под открытым небом и погружался в медитацию на Божественную пару Шри Шри Радха-Кришну. Широко известная история о раннем пребывании беззащитного Даса Госвами возле Радха-кунды ныне увековечена. «Бхакти-ратнакара» описывает такой эпизод. Как-то раз, во время глубокой медитации Госвами, тигр с тигрицей пришли на водопой к Шьяма-кунде, находящейся в непосредственной близости от Радха-кунды. Хотя Дас Госвами по этому поводу не проявлял никакого беспокойства, Господь Кришна низошёл на землю и Сам охранял его, чтобы медитация Рагхунатха ничем не нарушалась и жизнь не подвергалась опасности.Санатана Госвами, случайно проходивший мимо, стал очевидцем этой сцены. Когда тигры и Господь Кришна удалились, он подошёл к Дасу Госвами, стал убеждать его в необходимости построить хижину, чтобы не вынуждать Господа Самому приходить на его защиту. Однако Дас Госвами, сосредоточенный только на медитации, не воспринял всерьёз совет Санатаны.Но, спустя какое-то время, аналогичный инцидент повторился, и Рагхунатх уже не мог не придать ему значения. Однажды, когда в течение нескольких часов он неподвижно сидел в медитации под палящими лучами солнца, преданные стали волноваться за его жизнь. В это время появилась Радхарани и, встав за спиной великого преданного Рагху, заслонила его от жарких солнечных лучей концом своего сари. Санатана Госвами, вновь оказавшийся рядом, видел всё происходящее и заметил, что одежды Радхарани намокли от трансцендентного пота, когда, совершая любовную аскезу ради Рагхунатха Даса, она охраняла своего верного преданного. Затем, обернувшись к Санатане, Шримати Радхарани улыбнулась и исчезла.После описанного случая Рагхунатха Дас Госвами построил маленькую хижину, дабы любящей его Радхике не приходилось впредь брать на себя заботу о защите его от полуденного зноя.Рагхунатха Дас Госвами прославлял божественную чету Радхи-Кришны, сидя на берегу Радха-Кунды в течение 40 лет. Он вёл аскетичную жизнь настоящей чистой преданности. Рагхунатха Дас Госвами» — пример отречения от материального мира и мирских желаний, необходимого для обретения возможности вечного любовного служения Радхе-Гиридхари в нитья-никунджа-лилах на Радха-кунде.Бхаджан Рагхунатхи Даса Госвами состоял из 64 кругов в день — это 100 тыс. святых имён; предложения 1000 поклонов Кришне, омовения в водах Ганги 3 раза в день, предложения 2000 поклонов Вайшнавам, сон в течении 1,5 часов в течение 70 лет, а в некоторые из дней Рагхунатха дас Госвами оставался совсем без сна, находясь в постоянном памятовании о Господе. И делал всё это от чистого сердца. Таким образом он выражал своё почтение и любовь к преданным, хотя был великим учёным и глубоко осознавшим себя святым.В день он выпивал всего одну чашечку пахты. Он не ел ничего, кроме необходимого для поддержания души в теле. После того, как Господь Чайтанья оставил этот мир, он вкушал только фрукты и молоко. После ухода Шри Санатаны Госвами он стал выпивать только 1-2 чашечки пахты. Когда же Шри Рупа Госвами вошёл в нитья-лилу, Рагхунатха Дас Госвами перестал есть и пить вовсе. Огонь разлуки с Господом и его возлюбленными преданными сжигал его. Приближённые же очень страдали, видя Рагхунатху даса Госвами в таком положении. Он почти полностью прекратил принимать пищу, и поэтому был очень худ и слаб здоровьем. Его одежда состояла из простого куска ткани и старого шарфа. Но говорится, что глаза Рагхунатхи были всегда полны слёз от испытываемых им духовных эмоций.Шри Рагхунатха дас Госвами оставил после себя 3-х томное наследие: «Става-малу» (содержит Маннах Шикшу, Вилапу-Кушуманджали и другие), «Мукту-кариту» и «Дана-Чару» (Дана-Кели-Чинтамани). В «Джайва Дхарме», Шрила Бхактивинод Тхакур сказал: «Рагхунатха даса Госвами показал трансцендентный метод предания себя любовному служению Шри-Шри Радхе и Кришне».Рагхунатха Даса писал и учил, что священное служение Шримати Радхарани во Вриндаване — вершина духовного совершенства. Его называют «прайоджана ачарья», учителем, который показал самую возвышенную цель человеческой жизни. Рагхунатха Дас Госвами показал главенствующую роль Шримати Радхарани. В «Вилапа-Кушуманджали», сборнике сокровенных молитв, он подчеркивает, что служение лотосным стопам Шримати Радхарани — это высшая цель преданного.Рагхунатха Дас — это инкарнация Расы Манджари. Говорят также, что он является инкарнацией Рати Манджари, иначе называемой Туласи. Кроме того, существует мнение, что Рагхунатха Дас — инкарнация Бхану-мати Манджари.Рагхунатха Дас прожил очень долгую жизнь. Большую часть своей жизни, как и последний период, он провёл берегу священного озера Радха-кунды.Шрила Рагхунатха Даса Госвами оставил этот мир в 1571 году. Его бхаджан-кутир, место, где он совершал поклонение, сохранилось до сих пор и является местом паломничества.
krishna-tv.com
Нет комментариев