Малая торпедная подлодка М-261 проекта А615 в городском парке 40-я Победы.
В России в далеком 1912 г. мичманом Никольским была предложена схема работы двигателя внутреннего сгорания по замкнутому циклу с обеспечением кислородного питания. 1 июля 1941 г. на воду была спущена экспериментальная подводная лодка М-401. По результатам испытаний была построена и спущена на воду в 1950 г. подводная лодка проекта 615. Позже появилась серия лодок того же проекта, но с увеличенной автономностью. Новые подлодки обозначались, как проект А615 (буква означала слово "автономность"). А615-е строились на российских верфях с 1953 по 1957 гг.
По актико-техническим характеристикам подводная лодка проекта А615 намного опережала свое время. Однако эксплуатация этих кораблей на флоте принесла немалые проблемы. В отсеках нередко возникали пожары и взрывы. Так в 1956 г. авария произошла на М-259, когда в результате взрыва в машинной выгородке дизеля "32 Д" (при его работе по замкнутому циклу) погибли 4 человека и 6 получили ранения, ожоги и отравления. В следующем 1957 г. в результате возникшего в подводном положении пожара в выгородке дизеля "32 Д" погибла вблизи Таллинна М-256 практически со всем экипажем.
Приобретенный такой дорогой ценой опыт показал: положительные результаты практически не могут быть стабильно достигнуты при эксплуатации линейных подводных лодок. Поэтому из-за недостаточной безопасности эксплуатации в первой половине 70-х гг. все подводные лодки пр. А615, получившие прозвище "зажигалки", были выведены из состава ВМФ СССР и утилизированы.
Одной из "зажигалок" первоначально повезло - согласно указу указу от 16.09.80 г. М-261 (Заводской номер 1070, была построена заводом Судомех (Ленинград). Заложена 23.02.54г., спущена на воду 21.05.55г., сдана 31.07.56г.) была переоборудована в музей. В апреле 1981 г. лодка подошла к Темрюку и была отбуксирована по реке Кубань в Краснодар, куда прибыла 21 Мая 1981 г. Дальше лодку отпинали к музею "Оружие Победы" во время разлива реки Кубань летом 1982 г. А вот потом М-261 везти перестало.
Изначально по лодке проводились экскурсии, но потом грянул распад СССР и в этом водовороте событий лодку просто забросили. Искусственный водоём, в котором стояла М-261 быстро деградировал в болото, а потом высохло и оно... В результате корпус лодки накрепко "сел" в грунт и деформировал. В левом борту появились трещины, которые местными любопытствующими гражданами и охотниками на цветмет быстро были расширены до полноразмерных проломов.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1