✅️...Мы страна без обращения к другому
Вот что я слышал от одного эмигранта, приезжавшего в Россию:
«Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдём...», «Ну, сейчас будем обедать...»
Постоянное «ну», привычка обращаться с понуканием вошла в язык.
Общая деградация нас как нации сказалась НА ЯЗЫКЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО. Без умения обратиться друг к другу мы теряем себя как народ.
Как жить без умения назвать?
Вообще заметить какое-нибудь явление – это дать ему имя, создать термин, поэтому в средние века наука занималась главным образом называнием, созданием терминологии.
Называние уже было познанием.
Когда открывали остров, ему давали название, и только тогда это было географическим открытием. Без называния открытия не было.
У меня очень много писем по поводу мата или, как осторожнее говорили до революции, «трёхэтажных выражений».
Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело.
Существует природа. Природа не терпит бесстыдства.
Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом…
В лагере на Соловках расстреливали чаще всего тех, кто не ругался матом. Они были «чужие».
Ещё сто лет назад в словаре русского языка было 287 слов, начинающихся с «благо».
Почти все эти слова исчезли из нашей речи, а те, что остались, обрели более приземлённый смысл. К примеру, слово «благонадёжный» означало «исполненный надежды»…
Слова исчезли вместе с явлениями.
Часто ли мы слышим «милосердие», «доброжелательность»?
Этого нет в жизни, поэтому нет и в языке.
Или вот «порядочность». Николай Калинникович Гудзий меня всегда поражал – о ком бы я ни заговорил, он спрашивал:
| «А он порядочный человек?»
Это означало, что человек не доносчик, не украдёт из статьи своего товарища, не выступит с его разоблачением, не зачитает книгу, не обидит женщину, не нарушит слова.
На Соловках интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына.
Осоргина выпустили под ЧЕСТНОЕ СЛОВО ОФИЦЕРА с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал.
А «любезность»? «Вы оказали мне любезность».
Это добрая услуга, не оскорбляющая своим покровительством лицо, которому оказывается. «Любезный человек».
Целый ряд слов исчезли с понятиями.
Скажем, «воспитанный человек». Он воспитанный человек.
Это прежде всего раньше говорилось о человеке, которого хотели похвалить.
Понятие воспитанности сейчас отсутствует, его даже не поймут. «Доброта» из нашей жизни уходит, как и словосочетание «добрый человек», которое в русских народных сказках характеризует вообще человека, ВСЯКОГО ЧЕЛОВЕКА.
Я бы поставил на первое место необходимость создания словаря БУНИНА.
Его язык богат не только связью с деревней и дворянской средой, но ещё и тем, что в нём литературная традиция – от «Слова о полку Игореве», от летописей.
Очень важно читать детям вслух.
Чтобы учитель пришёл на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир».
Не разбирать, а читать с комментариями.
Так читал нам в школе наш учитель словесности Леонид Владимирович Георг.
Стихи же вообще нельзя прочитать с первого раза.
Сперва нужно уловить музыку стиха, затем уже читать с этой музыкой – про себя или вслух".
Академик
Д. С. Лихачёв.
Нет комментариев