Известный в Подмосковье общественный деятель, магистр юриспруденции и медиатор Петр Попов написал интересную научную статью о важности решения конфликтов мирным, досудебным путем. Предлагаем ее Вашему вниманию:
Вопросы ЖКХ на протяжении последних лет стабильно входят в число наиболее острых проблем, волнующих россиян. По данным социологических исследований основными болевыми точками в ЖКХ является недостаточность качества услуг, их высокая стоимость, состояние инфраструктуры и самих многоквартирных домов (МКД). Срочный капремонт требуются каждому третьему МКД, каждому четвёртому такой ремонт понадобится в течение ближайших 3-5 лет.Именно огромный комплекс нерешённых проблем во многих случаях и приводит к острым конфликтам, которые возникают как между самими собственниками и нанимателями жилья, так и с ресурсоснабжающими организациями, с управляющими компаниями (УК), органами государственной власти и местного самоуправления. Зачастую рядовые, казалось бы, претензии за короткое время приводят к настоящим войнам.Так почему же ЖКХ является на сегодняшний день одной из самых «взрывоопасных» отраслей, почему именно здесь так часто возникают громкие разбирательства и скандалы?Очевидно, что в отрасли хватает пресловутых «мин замедленного действия». Даже беглый анализ позволяет утверждать, что чаще всего конфликтные ситуации возникают при выборе УК, при выборе способа управления МКД, при заключении договоров с поставщиками коммунальных ресурсов. Зачастую камнем преткновения становится и формула формирования и начисления платежей за услуги ЖКХ, а также сам размер платежей.
К сожалению, попытки, направленные на урегулирование проблем в сфере ЖКХ, носят административный характер и нередко приводят к новым конфликтам и ожесточенным противостояниям.Например, вполне типичной стала ситуация, когда компания, управлявшая МКД, не получила лицензии или вовсе лишилась её, а другая компания выиграла конкурс на управление этим МКД. Однако очень часто «старая» УК, не желая отдавать источник доходов, препятствует работе «новой» компании. Подобная ситуация, к примеру, сложилась между УК «Дельта» и «Новая Трёхгорка» в г. Одинцове. Пока конфликтующие УК выясняют отношения, жители МКД № 17 по ул. Кутузовская в прямом смысле утопают в канализационных стоках. Врачи «скорой помощи» отказываются подниматься на верхние этажи МКД из-за отключенных лифтов. В г. Щёлково сотрудникам УК «Альтернатива» в ходе противостояния с конкурентами из УК «Столица» был причинён вред здоровью. Конфликты между жителями МКД и УК также могут доходить до открытых столкновений. Примером тому является случай в г. Домодедово, когда недовольные жители завалили вход в офис компании снегом. Разве всё это – не катастрофа?Вместе с тем, следует чётко понимать, что свести на нет конфликты в ЖКХ невозможно. Более того, именно такие противостояния подчас и являются катализаторами решения накопившихся проблем, становясь, в частности, мощным толчком для тех или иных законодательных инициатив.В то же время ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы конфликт переходил в неуправляемую фазу. На этом этапе, как показывает практика, остановить враждующие стороны порой уже невозможно, потому как достигается критическая масса взаимных претензий и жалоб.Именно в подобных описанных выше ситуациях может оказаться весьма полезной процедура медиации, суть которой заключается в поиске сторонами спора взаимовыгодного решения при содействии нейтрального лица – медиатора. Главным отличием медиации, например, от судебного рассмотрения дела является то, что стороны совместно вырабатывают и принимают приемлемое для них решение, благодаря чему все участники спора оказываются в выигрыше, что очень важно. При этом они опираются на поддержку, навыки и умения медиатора, но остаются «собственниками» своего конфликта. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих. Основными принципами медиации являются добровольность участия в процедуре медиации, конфиденциальность, равноправие сторон, беспристрастность (нейтральность) медиаторов, принцип сотрудничества, открытость, взаимоуважение, ответственность.Сегодня медиация в России является доступным способом разрешения споров, а любой человек, желающий разрешить спор не в суде, а с помощью процедуры медиации, может воспользоваться услугами медиатора. Для этого одной или нескольким спорящим сторонам нужно обратиться в организацию, предоставляющую услуги проведения медиации, где им будет предоставлена возможность выбрать медиатора.За рубежом крупные компании уже давно практикуют создание так называемой внутренней службы медиации, формируя свой штат медиаторов для разрешения как внутрикорпоративных, так и «внешних» споров. Подобная практика сейчас начинает применяться и в отечественном бизнесе. Однако, помимо этого, в тех сферах деятельности, где вероятность конфликтов достаточно высока, в подготовку персонала внедряется обучение «медиативному подходу» . Этот метод позволяет разрешать и предотвращать споры и конфликты, что называется, «в реальном времени», не доводя их до эскалации. Это, безусловно, экономит не только время и нервы, но и финансовые ресурсы. Однако услуги внутрикорпоративного медиатора можно применять далеко не во всех случаях – ведь важнейшая характеристика профессиональной деятельности медиатора это независимость, незаинтересованность в содержательной стороне спора, нейтральность и равноудалённость от всех участников конфликта. Эти качества могут быть поставлены под сомнение его корпоративной принадлежностью. Вот почему в ряде случаев для разрешения спора неизбежно приходится обращаться к «внешнему» медиатору, и здесь механизм его поиска такой же, как в случае обращения к медиатору частного лица. И точно так же компании или организации, не имеющие своей службы медиации, могут обращаться к провайдерам медиативных услуг.Все эти механизмы сегодня уже существуют в России, и их востребованность напрямую зависит от популярности института медиации, от успешности преодоления стереотипов, мешающих использовать этот метод разрешения спора. В судебной практике имеют место положительные примеры судебных разбирательств, завершившихся примирением сторон в результате кропотливой работы медиаторов.Судебные тяжбы в сфере ЖКХ – дело привычное, что вполне объяснимо. В ЖКХ главному участнику – потребителю, нуждающемуся не только в жилье, но и в предоставлении коммунальных услуг, света, тепла, газа, воды, противопоставлен поставщик этих услуг, взаимодействие с которым сопряжено с большим количеством разногласий и конфликтов. Поэтому очень важно разрешать споры без нанесения ущерба имущественным интересам сторон, в частности без доведения предприятия до неплатёжеспособности, банкротства. Судебные разбирательства – это тяжёлая артиллерия. Внедрять досудебное урегулирование спора с участием посредников необходимо в целях сокращения нагрузки на судей и, как следствие, повышения качества правосудия. Суды в настоящее время перегружены – ежегодно рассматривается около 25 млн. дел из области ЖКХ, поэтому целесообразность использования медиации в этой сфере очевидна и с точки зрения разгрузки судов.Вместе с тем медиация имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам медиации относятся возможность сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора. При проведении медиативной процедуры организационные вопросы, место и время, регламент и круг обсуждаемых тем могут быть определены индивидуально; медиация ориентирована не на конфликт или состязание спорящих сторон, доказывающих собственную правоту, а на совместных конструктивный поиск решений; в плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора; сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс; при разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их существование взаимовыгодным и естественным шагом.Одновременно с несомненными достоинствами медиации присутствует и ряд ограничений.Существует мнение, что медиация применима только в спорах из сферы семейных, трудовых, экономических отношений, и область её применения исключает жилищные, земельные, административные, публично-правовые и другие виды конфликтов. В действительности это не так. Практика применения медиации свидетельствует о постоянном расширении областей, в которых она оказывается, востребована, поэтому говорить о том, в каких сферах она приживется, а где – нет, пока совершенно преждевременно. Важно, что этот институт получает поддержку со стороны населения, органов исполнительной и судебной власти.Кроме того, законодательством не предусмотрена ответственность недобросовестного медиатора за раскрытие полученной от сторон информации и нарушившему принципа конфиденциальности – в настоящий момент санкции за нарушение профессиональной этики могут быть применены только СРО медиаторов в отношении своих членов.Порядок исполнения медиативного соглашения связан с добросовестностью сторон и является добровольным, а само соглашение – гражданско-правовой сделкой, что исключает принудительность его исполнения и ответственность участников за исключением тех случаев, когда медиативное соглашение положено в основу мирового соглашения. Иначе говоря, это обычный гражданско-правовой договор, неисполнение которого расценивается как неисполнение обязательств по договору и может повлечь последствия, предусмотренные гражданским законодательством.Медиативная оговорка, которая вносится в соглашения во всех сферах деятельности, например, в бизнесе, в управлении МКД и т.д., устанавливает обязанность сторон прибегнуть к процедуре медиации, а если решение не будет достигнуто, они могут обратиться в суд. Однако закон одновременно с установлением в отношении процедуры медиации императивной подведомственности допускает возможность игнорирования процедуры медиации, в случае если одной из сторон необходимо, по её мнению, защищать свои права. Такое условие автоматически нивелирует обязательную силу соглашения о проведении процедуры медиации.Указанные недостатки законодательства в применении процедуры медиации позволяют сформулировать предложения, способные повысить эффективность и усовершенствовать модель примирительных процедур в России. Представляется крайне важным:- На законодательном уровне закрепить категории дел, по которым обращение к процедуре медиации является обязательным.- Ввести ответственность и конкретные санкции в отношении медиаторов за разглашение информации, ставшей известной в ходе проведения процедуры медиации.- Придать медиативному соглашению силу не просто гражданско-правовой сделки, а силу итогового акта, подлежащего принудительному исполнению посредством закрепления в АПК РФ и ГПК РФ отдельного производства о признании и приведении в исполнение медиативного соглашения.- С целью стимуляции и мотивации сторон к исполнению примирительной процедуры после передачи спора на рассмотрение в суд решить на законодательном уровне вопрос об освобождении сторон от судебных расходов в связи с обращением и проведением процедуры медиации.Реализация указанных мер позволит сторонам активнее при возникновении споров обращаться к альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника. Прежде всего, необходимо преодолеть инерцию общественного сознания. Хотя существующая на сегодняшний день правовая база не препятствует применению медиации.Прошло более шести лет с момента принятия Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ. Можно смело говорить о том, что интерес к медиации растёт, что подтверждается увеличением числа организаций, предлагающих медиативные услуги. Однако количество самих споров, урегулированных с помощью медиации, остаётся на стабильно низком уровне. Поэтому в целях повышения эффективности медиации в сфере ЖКХ, необходимо создать дополнительные условия, предусматривающие развитие инфраструктуры, включающей подведомственные организации, центры и т.п. в подразделениях системы ЖКХ.Ключевую роль в развитии медиации в ЖКХ должна играть информационно-просветительская деятельность. Видится необходимым просвещение, не только широких слоёв населения, но и юридического сообщества как провайдера юридических услуг. Нужно, чтобы юристы предлагали максимально широкий спектр способов урегулирования возникающих конфликтов, помогая на основе информированности сделать выбор, отвечающий интересам клиента.Опыт показывает, что развитие медиации по мере её большей востребованности происходит в геометрической прогрессии.Попов Пётр Петровичмагистр юриспруденции, медиатор,студент ФГБОУ ВО МГППУг. Балашиха Московской обл.E-mail: fpb-2006@bk.ru
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев