Ковровские дороги в начале прошлого века
(прим. – XIX в.)
Однажды я пришел в кабинет картографии Библиотеки имени В.И. Ленина, чтобы установить, где же полтораста лет назад пролегали основные дороги Ковровского уезда и как проходила печально известная «владимирка». После долгих поисков в картотеках я, наконец, нашел то, что было нужно.
Библиотекарь подала мне толстую папку-футляр в темно-синей, с золотым тиснением обложке и небольшую, наклеенную на марле карту. В футляре тоже оказалась аккуратно сложенная карта, наклеенная отдельными листами на марле длиной около трех метров. Она изображала Российскую империю 1826 года.
Карта очень красивая, с морями и реками, нанесенными от руки синей акварелью, с малиновыми звездочками крепостей и зелеными государственными границами. Мелкими, крупными и неизменно изящными буквами обозначались названия городов и рек. Основные дороги, как указывалось, «на насыпях», были окрашены желтым.
От кружка «Москва» шла на восток, к кружку «Владимир» желтая ниточка. Вначале она была прямой, а от Владимира поворачивала на юг, на Судогду и Муром, потом на северо-восток, к Нижнему Новгороду и далее на Казань и Сибирь.
А Ковров оставался от «владимирки» в стороне, хотя дорога через него была бы прямее. Чем руководствовались тогдашние чиновники министерства путей сообщения, выбирая путь на добрую сотню верст длиннее – сказать не могу. Но карта – это документ, с которым спорить не приходится.
Беру другую карту, поменьше. Читаю название: «Генеральная карта Владимирской губернии с показанием почтовых и больших дорог и станций и с расписанием между оными верст; сочинена по новейшим и достоверным сведениям в Санкт-Петербурге в 1829 году».
И здесь желтой ниточкой показана лишь одна, поворачивающая после Владимира на юг, дорога государственного значения – та самая «на насыпях», по которой гнали несчастных в Сибирь и которую Пушкин назвал «корытом с водой».
От Владимира на северо-восток, на Суздаль, Шую, Ярославль, шла также единственная губернская дорога, а уездных, так сказать, третьего класса, я отыскал на карте несколько. Одна из них вела от Владимира на восток. Первой станцией на ней через 21 версту было Нестерково, следующей, через 27 верст – Эдемское (возле нынешнего Камешкова), потом шли через 16 верст Ковров, через 33 – Сарыево, через 27 – Вязники и затем Гороховец. Кончалась дорога в Нижнем Новгороде.
Еще до войны я видел в Камешковском районе ее следы – старые березы, которыми полагалось обсаживать большие дороги.
А станции на ней были, наверное, вроде той, что описал Пушкин в «Дубровском». Помните, как француз-гувернер ждал лошадей несколько дней?
Раньше я предполагал, что «большак» через Ковров шел на Клязьминский Городок, Мстеру, Станки. Там и сейчас идет дорога, обсаженная старыми березами. Но оказывается большак этот направлялся через Сарыево. Наверное, в сухую летнюю погоду или по зимнему первопутку выбирали ее, как более короткую, те, кто ехал на Нижний и Казань.
Интересно, что летом 1837 года поэт В.А. Жуковский проезжал через Владимир вместе с наследником престола, будущим царем Александром II. В дневнике поэт называет Вязники, но попасть-то туда можно было только через Ковров!
Были в Ковровском уезде и другие дороги, обсаженные и не обсаженные березами, но без станций. Помещики и духовенство ездили друг к другу в гости, крестьян гнала нужда, купцов – жажда наживы.
Крестьяне Бельковской волости издавна возили белый камень из-под села Великово и деревеньки Мелехово во Владимир, Суздаль, Шую, Иваново-Вознесенскую слободу.
Алексинские коробейники, воспетые впоследствии Н.А. Некрасовым, покидали свои избы и на телегах, в санях, а то и пешком распространяли товар по всей стране.
Куда ездили крестьяне из других волостей, не знаю. Но ездили. Скудная почва давала малые урожаи, приходилось искать заработок на стороне.
Нет на той карте второстепенных дорог. Нет на ней и спрямленной «владимирки», проложенной позже южнее Коврова. Эту дорогу – нынешнюю автостраду Москва – Горький – жители Коврова хорошо знают.
С. Голицын,
писатель
Источник публикации:
Газета «Знамя труда» от 5 июля 1980 года
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев