фото ЩЁЛОКОВ О.О.
Позже река изменила русло, оставив Венецкую заводь, и стала протекать дальше от храма. В сборнике «Материалы для истории Владимирской епархии», вышедшем во Владимире в 1894 г., имеется запись, датированная 1628 годом, о находящейся в Медушской десятине «церкви Михаила Архангела на Венце на погосте». Там же указано, что с церкви взималось «дани шесть алтын три деньги». Эта сумма была сравнительно невелика. К примеру, с Благовещенской церкви села Великово того же стана дани бралось в два раза больше. Уже тогда Венец назывался погостом и сам по себе как поселение был незначительным, но являлся местным центром для соседних деревень.
В 1656 г. церковь погоста Венец вновь упоминается в окладных книгах, и дани тогда с нее бралось «1 рубль 2 алтына 3 деньги, заезда гривна". Против прежней сумма выплаты увеличилась более чем вдвое. Это может служить косвенным подтверждением версии о том, что с церковью в погосте Венец произошли какие-то изменения. В 1672 г. право на доходы от этой церкви были переданы Суздальскому архиепископу Стефану.За XVIII век сведения о Венце крайне скудны. Как пишет в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» В. Березин «в 18-м столетии в села существовала церковь уже в честь Преображения Господня, а престол Михаила Архангела сделан был придельным, зданием церковь была деревянная с таковой же колокольнею». Из старинных книг хранившихся в церкви погоста Венец и перечисляемых тем же Березиным, упоминаются церковные издания 1749, 1762, 1774 и 1785 гг. Возможно, что именно по ним постигал основы всякой премудрости сынок причетника церкви с. Венца Михаила Чижева - Григорий. Родился он в январе 1790 г. «в селе Венце». Григорий Чижев окончил Владимирскую духовную семинарию, и 4 августа 1812 г. его определили священником к Владимирскому кафедральному собору.
Время тогда было тревожное: армия Наполеона шла на Москву. Во Владимирской губернии началось формирование полков «военной силы» – ополчения. Из приходских селений погоста Венца, деревни Карики и сельца Красная Грива в 3-й полк «Владимирской военной силы» было записано 23 человека крестьян. В составе этого полка земляки отца Григория прибыли во Владимир, где в Успенском соборе и на площади перед ним состоялось общее молебствование, где в сослужении архиепископу Ксенофонту участвовал и священник Григорий Чижев. В память событий 1812 года отец Григорий получил бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте.
В дальнейшем Григорий Михайлович Чижев преподавал в различных учебных заведениях, а с 1838 по 1857 гг. занимал пост инспектора Владимирских духовных училищ. Он в совершенстве знал древние языки, его перу принадлежит «Греко-российский словарь к Новому Завету в пользу юношества», изданный в Москве в 1835 г., а также несколько исторических очерков, посвященных местной Владимирской старине. Протоиерей Г. М. Чижев имел все священнические награды до наперсного креста: в 1859 году Всемилостивейше был удостоен ордена святой Анны 3-й степени, а в 1869 году, после награждения орденом святой Анны 2-й степени, ему был пожалован из «Кабинета Его Императорского Величества» золотой крест с драгоценными украшениями.
После грозных событий 1812 г. во многих селах и городах Российской империи строились новые храмы в честь избавления от нашествия французов и великой победы. То же случилось и в погосте Венец. С 1812 года на Венце священствовал местный уроженец Симеон Кириллович Венецкий. Он замыслил устроить вместо старого деревянного новый каменный храм. За помощью батюшка обратился к прихожанам — крестьянам деревень Карики, Красная Грива ,Федюнино. Мужики вняли просьбе пастыря-земляка. Так как офенский промысел тогда переживал расцвет, то и денежки у венецких прихожан водились немалые. Особое старание о благолепии будущего храма проявили приходские крестьяне деревни Карики: церковный староста Василий Григорьев, Федор Савельев, Козьма Федоров, Максим Сидоров; деревни Красной Гривы - строитель Анисим Кондратов, Захар Лукьянов, Никифор Маркелов; деревни Федюнино - Василий Васильев, Ефим Васильев. Все вместе они пожертвовали значительную по тем временам сумму в 9600 рублей. На храм пожертвовали также местные помещики Симоновы, Хотяинцевы и Шестаковы. Строительство каменного храма в честь Преображения Господня с приделом в честь Архангела Михаила началось летом 1820 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта. В 1825 г. был освящен придельный, а еще через пять лет – основной храм.
Церковь представляла собой широкую ротонду на четверике с «фонариком» над куполом, двумя колонными портиками с северного и южного фасадов. Пятиярусная высокая колокольня придавала всему храму особенно величавый, парадный вид. Пол в церкви был выложен красными, белыми и синими плитками, которые образовывали красивый узор. Преображенский храм на Венце нельзя было спутать по внешнему виду ни с одним другим храмом Ковровского уезда. В 1858 г. при священнике Петре Ивановиче Руберовском и по благословению епископа Владимирского и Суздальского Иустина (Михайлова), при Преображенской церкви на Венце построили придел в честь святой Живоначальной Троицы. В 1891-1895 годах на средства приходских крестьян выстроена и церковная каменная ограда, крытая железом.
В конце 1850-х годов приход погоста Венца переживал свое лучшее время. В Кариках, Красной Гриве, Федюнине и Венце обитало всего 1025 жителей. К 1904 году в том же приходе оставалось всего 365 человек, да и из тех пятая часть уже работала на фабриках и иных заведениях в Коврове, Вязниках и Шуе. После освобождения крестьян в 1861 г. многие из них стали покидать деревни в поисках более легкого заработка или же пытались основать собственное торговое дело.
К 1898 г., по данным В. Березина, причет храма с. Венца получал на двоих 500 рублей и приход считался небогатым. Но выходцы с берегов Клязьмы, обосновываясь очень далеко от родных селений, все равно помнили о своем величавом храме на Венце. Так, к примеру, в Преображенскую церковь погоста Венец мещанин города Ходжента Самаркандской области Константин Степанович Богатырев пожертвовал плащаницу стоимостью в 100 рублей, купец города Асхабада Закаспийской области Федор Игнатьевич Сорокин - священническое облачение стоимостью в 80 рублей, а мещанка села Петровское Пермской губернии Пелагея Ивановна Петрова дала шелку для завесы к царским вратам. К 1902 году капитал причета венецкой церкви состоял из следующих пожертвований: 4 тысячи рублей были пожертвованы уроженцем деревни Красная Грива бийским купцом 1-й гильдии Алексеем Федоровичем Морозовым, столько же рублей было пожертвовано бийским купцом Алексеем Вуколовичем Соколовым, также родом из Красной Гривы. На ремонт и содержание церкви имелся капитал 10 государственной 4% ренты по тысячи рублей каждая, который был пожертвован А. Ф. Морозовым.
Какое-то время приход храма погоста Венец был объединен с соседним приходом села Якимово, но потом их опять разделили. После П. И. Руберовского в Преображенском храме погоста Венец священствовал отец Стефан Агриков. Четверть века священником храма погоста служил Ефим Михайлович Белороссов, в 1907 г. награжденный за заслуги по духовному ведомству наперсным крестом от Св. Синода. Его сменил священник Федор Васильевич Виноградов, член-сотрудник общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Шуйского духовного училища. 25 сентября 1915 г. Ф. В. Виноградова переместили в село Пищугово Шуйского уезда, а 27 октября 1915 г. в Венец был назначен священник села Булгаково Суздальского уезда Николай Георгиевский, который и стал последним священником венецкого храма.
Преображенскому храму на Венце принадлежали две деревянные невходные часовни, одна из них стояла на месте прежней деревянной церкви, а также два деревянных на каменном фундаменте дома, построенные в 1898 году. В одном из домов находилась церковная сторожка, а в другом – ночлежный приют для богомольцев
В 1894 г. в приходской деревне Красная Грива было открыто земское народное училище. Курс обучения в нем составлял три года. Впервые годы в училище обучалось около 30 крестьянских детей, а затем – чуть более 40. Учительницей с 1897 г. в Красной Гриве служила окончившая Владимирскую женскую гимназию Елизавета Борисовна Лейберг, а с 1902 г. преподавал выпускник Новицкой учительской семинарии Дмитрий Иванович Самраков. Закон Божий вели священники венецкой церкви. Попечителем училища состоял шуйский купец Влас Максимович Рыбаков, присылавший ежегодно на его содержание по 100 рублей.
Комментарии 2
Не удалось найти конкретных статей и рассказов о разгроме Венецкого храма.Со слов моего деда,погромы на ВЕНЦЕ и в с.ЛЮБЕЦ были показательными.Под ликование коммунистов полыхали огромные костры из икон и разломаных алтарей.
Крушилось всё,что можно было разломать ломами и кувалдами.Впоследствии,местами применялась и тяжёлая техника и взрывчатка.
до Великой Октябрьской революциив России было 54 174( пятьдесят четыре тысячи сто семьдесят четыре) священных сооружений,это были монастырские, домовые и кладбищенские храмы и другие церковные сооружения.
По статистике 1987 года, когда мы еще все вместе жили в Советском Союзе их уже осталось 6908
( шесть тысяч девятьсот восемь), это количество работающих православных храмов и монастырей.
Если посчитать разницу, то получается, 47260сооружений...Но это не так. В статистике учтено
точное количество именно разрушенных православных храмов, А переделаные и перестроеные в дома куль
...ЕщёНе удалось найти конкретных статей и рассказов о разгроме Венецкого храма.Со слов моего деда,погромы на ВЕНЦЕ и в с.ЛЮБЕЦ были показательными.Под ликование коммунистов полыхали огромные костры из икон и разломаных алтарей.
Крушилось всё,что можно было разломать ломами и кувалдами.Впоследствии,местами применялась и тяжёлая техника и взрывчатка.
до Великой Октябрьской революциив России было 54 174( пятьдесят четыре тысячи сто семьдесят четыре) священных сооружений,это были монастырские, домовые и кладбищенские храмы и другие церковные сооружения.
По статистике 1987 года, когда мы еще все вместе жили в Советском Союзе их уже осталось 6908
( шесть тысяч девятьсот восемь), это количество работающих православных храмов и монастырей.
Если посчитать разницу, то получается, 47260сооружений...Но это не так. В статистике учтено
точное количество именно разрушенных православных храмов, А переделаные и перестроеные в дома культуры,склады,хранилища, планетарии-просто не учтены.Т.е. реальные цифры намного больше.
Происходило это варварство приблизительно так: