Газета "Ковровская неделя" N8, 3 апреля 2025 года, стр. 16.
Далёкое-близкое
От редакции «КН». В Коврове в январе состоялись XXVI Рождественские историко-краеведческие чтения. Тема – «Провинциальный город в истории России».
Предлагаем читателям выдержки из доклада доцента Государственного Университета управления, кандидата социологических наук (Москва) Николая Николаевича Соколова, сына профессора Соколова – основателя и руководителя научно-технической лаборатории «Занимательная физика». Название доклада – «1875 – 2025: от Singer к Siemens и методам обучения третьего тысячелетия, или 150 лет преемственности поколений». Н.Н. Соколов посвятил свой труд истории рода. На протяжении 150 лет, до сего дня представители каждого поколения занимались управленческой и инженерно-технической деятельностью. Дом купца Соколова, построенный в 1896 году, сейчас является жилым и украшает улицу Абельмана (историческая Московская). Имеет статус памятника архитектуры, объект культурного наследия.
СОКОЛОВЫ: ИЗ ИСТОРИИ ОДНОГО РОДА
В данной статье хотел бы привести начальное исследование по поиску корней и показать, что существует некоторая общая преемственность поколений на достаточно большом для отдельной личности промежутке времени.
Символично взят интервал в 150 лет.
Условное начало отсчета берется за год до появления на свет Соколова Павла Ивановича в 1876 году в Коврове. Его отец Иван Петрович Соколов и мама Татьяна Родионовна Соколова проживали в Коврове. На тот момент, если пользоваться современными определениями, происходила промышленная революция в текстильной сфере, в начале XIX века появлялись первые изобретения, упрощающие кройку и шитье тканей, первые швейные машины, вначале не очень практичные и неуклюжие. Но прогресс шел очень быстро, буквально за 2-3 десятилетия конструкция швейных машин сильно эволюционировала, первые машинки, которые могли бы использоваться в индивидуальном порядке, начали появляться в 1850-х годах.
Примерно с 1860-х годов начинаются первые массовые поставки швейных машинок Singer из Германии в Россию, 65% из них контролировал немец Георг Нейдлингер. И здесь, как мы предполагаем, начинается деятельность отца Павла Ивановича – Ивана Петровича Соколова по поставкам швейных машин Singer в Ковров и дистрибуции во Владимирской области и России. Подрастающий сын обучается на примере отца, вникает в тонкости швейного и предпринимательского дела. Становится взрослее и поступает в Московское Императорское техническое училище, где хорошо себя проявляет и становится учеником «отца» русской авиации проф. Н.Е. Жуковского, а позднее едет на дополнительное обучение на 2 года в Германию в Институт Митвайда (Саксония).
К этому времени отец разрабатывает план нового дома для семьи и выстраивает большой двухэтажный кирпичный дом в стиле русской архитектуры конца XIX века на ул. Московской (ныне Абельмана). В одной из командировок Павел Иванович Соколов знакомится в Париже со своей будущей женой Луизой Шадюк, которая позднее переезжает в Россию, в Ковров, где у них рождается в 1914 году сын Николай Павлович Соколов. Луиза Соколова занимается воспитанием ребенка и одновременно сразу начинает преподавать музыку. Павел Иванович специально заказывает у партнеров в Германии и привозит в Ковров пианино Renaissance. Музыкальные вечера в доме на Московской, 98 становятся частью жизни большой семьи – Соколова Ивана Петровича, его жены Татьяны Родионовны, сына Павла Ивановича, жены Луизы, сына Коли и помощников по хозяйству и гостей семьи. Чуть позже в Ковров приезжает из Франции и родственница Луизы – Ирма Другаръ (сестра или племянница) и тоже живет некоторое время вместе со всеми (умерла в 21 год 21.04.1916, похоронена на немецком кладбище в Москве).
По другим родственникам информации пока недостаточно, либо не проверена (у И.П. Соколова подтверждено был еще один сын, Николай (брат Павла), и, возможно, в Коврове был еще его родной брат с семьей, которые жили в отдельном доме) – впереди предстоит работа в архивах.
В Российской Империи в то время происходит одно потрясение за другим – русско-японская война 1904-1905 гг., предреволюционные волнения 1905 г., Первая мировая война и, наконец, революция 1917 г. К власти приходят большевики и в Коврове революционером Н.С. Абельманом создается список жилых домов, подлежащих муниципализации (экспроприации), 1 августа 2018 года в который попадает и дом И.П. Соколова. Позднее ул. Московская переименовывается в ул. Абельмана.
Более подробно с этим процессом можно ознакомиться в статье доктора исторических наук, директора Ковровского историко-мемориального музея Ольги Альбертовны Моняковой «Муниципализация по-ковровски (1918-1930-е гг.)».
После революции судьба Ивана Петровича Соколова и жены Татьяны Родионовны теряется и сейчас нам неизвестна. Сын Павел Иванович некоторое время остается в Коврове. Работает в железнодорожном училище (ныне Ковровский транспортный колледж). Позже Павел Иванович переезжает в Москву, где начинает работать инженером на железной дороге, заканчивает курсы инженеров-строителей, снова себя проявляет и зарекомендовывает многогранным специалистом. Его как сильного инженера направляют на разные дальние стройки СССР для контроля и строительства железнодорожных объектов. Позднее в 30-е годы П.И. Соколов становится преподавателем Московского института кожевенной промышленности, работает на подготовительном рабфаке по обучению текстильному оборудованию, промышленным швейным станкам.
Наиболее тяжелая судьба среди последующих поколений достается его сыну – Николаю Павловичу Соколову, который родившись в 1914 г. в царской России в годы Первой Мировой войны, говоривший в детстве вначале на языке мамы (французском), уже в 3-4 года получает колоссальные для ребенка потрясения – голод, постоянные переезды (семью изгоняют из своего же дома), в 7 лет от тифа умирает Луиза Ивановна Соколова (мама), позднее наступают сложности в школе, институтском образовании и потом трудоустройстве (непролетарское происхождение, мама из буржуазной заграничной страны). Но Коля поступает и успешно оканчивает Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), начинает работать в строительной сфере, проявляет себя энергичным, талантливым инженером.
Позднее приходит работать на предприятие по производству военных химических реактивов и пороховых смесей в Москве и снова, как и вся страна, получает удар судьбы – начинается Вторая мировая война. Завод эвакуируют в Пермь, с нуля организуют производство, выпадают тяжелейшие испытания, голод, страх невыполнения военного госзаказа в срок (за невыполнение оборонзаказа могло быть наказание вплоть до расстрела), бессонные ночи, постоянное курение, чтобы не уснуть (что позже прямо скажется на здоровье и ранней смерти), стояние за чертежной доской, ведение совещаний, ликвидация последствий локальных ЧП (взрывов) на предприятии и т.д. И после запуска линии первая взрывная смесь для ракетных снарядов «Катюши» была создана на этом заводе в Перми.
У Николая Павловича и его жены Клавдии Николаевны в 1942 году рождается первый ребенок – сын Коля. Есть было нечего даже на пайке инженера гособоронзавода, ребенок был очень-очень слабым. Акушерка сказала, что, скорее всего, такой ослабленный ребенок умрет. И тут в жизнь Коли «вмешался» случай – знакомая врач, которая пришла посмотреть ребенка, сказала, что у него сильный хватательный рефлекс пальчиков руки и он выживет, если начать кормить. Она отдает для ребенка свой личный неприкосновенный запас – небольшой мешочек лука. Как рассказывала Клавдия Николаевна, моя бабушка, она каждый день варила маленькому отцу «суп» из этого лука и любой травы, которую собирала на улице. Этот луковый суп сыграл решающую роль, отец выжил. Позднее это передалось ему на всю жизнь – всегда и почти везде добавлял лук в любые свои блюда.
Николай Соколов.
Фото из архива семьи Соколовых.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2