Эту песню написал журналист из Владимира!
«Живет моя отрада в высоком терему…» Каждый вспомнит мотив, но не каждый знает, кто сочинил эту песню, так и объявляют - русская народная.
Написанный в конце 19 века, благодаря душевности, мелодичности напева, романс быстро разнесся по городам и весям России. Был у всех на устах. Пелся на деревенских посиделках и в рабочих казармах. В годы Великой Отечественной войны песня переживала вторую молодость. В исполнении Лидии Руслановой она часто передавалась по Всесоюзному радио в передачах для фронтовиков. Она звучала в каждом доме, где имелись патефон и пластинка. Любил выступать с этой песней на концертах и народный артист СССР Сергей Лемешев.
Непостижимая популярность привела к забвению имени автора. Ни у кого даже не возникло сомнения, что появлением своим песня обязана творческому гению народа.
Владимир – Ковров - Москва
2 октября 1859 года в семье почетного гражданина, купца третьей гильдии, в селе Писцово, ныне это территория Ивановской области, родился мальчик Сережа. В августе 1873 года Серёжа Рыскин был проэкзаменован во Владимирской Губернской гимназии и поступил сразу во 2 -ой класс. Мать Рыскина поставила начальство гимназии в известность, что «квартира сына будет у Аристовой, в доме Чеплакова в Троицкой улице».
Этот дом сохранился. Он находится на улице Подбельского, в самом центре города. До революции улица Подбельского называлась Троицкой, по имени церкви, которая сохранилась до настоящего времени. В самом начале её стоит дом №1, «дом Аристовой». В каталоге памятников истории и культуры Владимирской области записан как «дом жилой с мезонином второй половины XIX века». Дом этот деревянный, оштукатуренный, поэтому и производит впечатление каменного. Отсюда до здания мужской гимназии триста шагов.
Именно в этом доме с 1873 по 1877 год жил Сережа Рыскин. Увы, гимназист 5 класса не прошел полный курс обучения. После внезапной смерти отца, Серёжа от потрясения угодил во Владимирскую земскую больницу, где пролечился месяц, после чего долечивался в Москве. Отстал в учебе от сверстников и выбыл из гимназии. Затем в биографии было Ковровское железнодорожное училище и увлечение литературой.
Акула пера
Сергею Рыскину было 18 лет, когда он испытал первый успех. Причем на поприще журналистики! Печатался он в то время в журнале «Развлечение», писал стихи о социальной несправедливости, подражая Некрасову и Кольцову. Был случай, когда поэт выпрашивал у ивановского миллионера Гарелина денег на переезд в столицу. Но богач послал его с богом. Тогда Рыскин опубликовал в журнале обличительное стихотворение «Ванька Каин», намекая в нем на Гарелина. Стихоплет наделал много шума.
Обличительно-сатирическое начало, сочетаемое с неожиданной легкостью слога, по-видимому, и явилось причиной того, что Рыскина пригласили сотрудничать в дешевые московские газеты. Дабы привлечь массового читателя, газеты считали необходимым время от времени «щипать» его нервы. Рыскин со страстью накидывается на поденщину газетчика. Начиная с 1882 года, его стихи, фельетоны, зарисовки, заметки буквально заполняют десяток различных изданий. Молодой «бунтарь пера» становится нарасхват, о нем даже Антон Павлович Чехов наслышан был много. Не имея долгое время своего угла в Москве, Рыскин почти все свои произведения написал на Кузнецком мосту, в полуподвале знаменитой кондитерской Бартельса, любимого места столичных репортеров. Кругом люди, шум, грохот, а молодой удалец Рыскин, обставленный бутылками с пенистым пивом, улыбаясь, пишет очередное свое произведение.
Набирая темп, поэт переходит на романы и городские романсы. В том же 1882 году появляется стихотворение «Удалец». Вот его начало: Живет моя отрада в высоком терему. В высокий этот терем нет хода никому... Можно ли не узнать эти строки?
Репортажный сюжет
Сюжет стихотворения «Удалец» основан на реальных событиях и вполне мог бы стать основой для громкого репортажа. Ковровскому купеческому сыну Николаю Шаганову приглянулась дочка обедневшего дворянина- Наденька Локтева, и он стал свататься к ней. Но Локтевы оскорбились этим сватовством: «Чтобы дочь свою выдать за купчишку, аршинника...». Никакие уговоры Шаганова действия не возымели. И тогда он при помощи друга похитил невесту, бежал с ней в дальнее село и там обвенчался.
В то время браки между представителями разных сословий, да еще совершенные посредством похищения, были крайней редкостью. Насколько же были сильны чувства у влюбленных, если они пошли против мнения света и предрассудков. Похищение невесты наделало много шума в Коврове, и рассказы о скандальном происшествии долго жили в памяти горожан.Так что, спустя полвека Сергей Рыскин не мог не услышать их, да все подробности в придачу. Эта история в силу запоздалости новости не стала основой для публикации в газете, но нашла живой отклик в сердце чувствительного и молодого, начинающего поэта Рыскина. Почему? Он и сам был высокий, стройный красавец с гордо посаженной кудрявой головой, всем своим броским видом олицетворявший романтического героя буйной вольницы. Такому было под стать побороться за свою любовь.
Не знает народ своего героя
Городской романс быстро превратился в песню, которая разнеслась по городам и весям России. Непостижимая популярность ее привела к забвению имени автора. Большинство владимирцев уверено, что песня является народной. Мы поспрашивали прохожих на улицах Владимира.
- Всю жизнь объявляли ее, как народную- говорит пожилая женщина.
Юный рокер на вопрос, а знаете ли вы слова «Живет моя отрада...», заулыбался:
— А кто ж их не знает, известная народная песня.
А сам «дом Рыскина»- это единственный сохранившийся дом во Владимирском крае, связанный с именем поэта. Объект внесен в список памятников истории и культуры местного значения. В настоящее время дом находится в частном владении, здесь расположена фирма «Альтернатива-Климат». Бывший директор фирмы —Виктор Проньков был заинтересован в сохранении памятника истории. Он отреставрировал старинные двери, потолки, сохранил планировку комнаты на втором этаже с двумя печками. Однако, дальнейшим планам по реконструкции дома не суждено было сбыться. Директор фирмы скончался. На его место пришел новый руководитель.
-По мнению наших специалистов, дом сегодня нуждается в капитальном ремонте.- говорит Александр Скворцов, генеральный директор предприятия «ВладимирСпецРеставрация». -«Памятные» дома необходимо сохранять, иначе от исторического центра останутся только Золотые ворота, да два собора. - сетует искусствовед.
Да… Дом разваливается, а вот песня жива.
«Удалец»
Слова Сергея Рыскина
Живет моя отрада в высоком терему,
А в терем тот высокий нет ходу никому.
Я знаю, у красотки есть сторож у крыльца.
Никто не загородит дорогу молодца.
Войду я к милой в терем и брошусь в ноги к ней.
Была бы только ночка, да ночка потемней.
Была бы только ночка, да ночка потемней.
Была бы только тройка, да тройка побыстрей.
Фото 3 с сайта lubovbezusl.ru
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2