Газета «Знамя труда», 4 января 1992 года.
ПОСТРОЕНА УСЕРДИЕМ РАБОЧИХ
Напротив ковровского вокзала, рядом с переходным мостом через железнодорожные пути, стоит красное кирпичное здание довольно странной архитектуры. Не все проходящие мимо знают, что это бывшая Феодоровская (Заведенская) церковь. Еще меньше жителей Коврова могут представить сильно перестроенный в его прежнем великолепии. Старожилы понемногу уходят, а несколько сохранившихся старых фотографий, на которых запечатлена церковь, мало известны..
Рассказывая об истории Заведенской церкви, надо начинать с 1861 года. Именно тогда в Коврове были устроены механические мастерские Московско-Нижегородской железной дороги для ремонта подвижного состава. В просторечьи мастерские называли «механическим заведением». Мастерские были тогда крупнейшим предприятием города. Одновременно со строительством производственных помещений возводили дома для рабочих и служащих заведения. Вскоре в мастерских работало более 700 человек, многие имели семьи и селились близ заведения.
Духовные потребности россиян в то время требовали обязательного посещения православного храма. Мастеровые ходили на богослужение в единственный тогда в Коврове Христо-Рождественский собор. Кроме него в городе существовала только кладбищенская церковь во имя Св. Великомученика Иоанна Воина. В соборе собирались жители всего Коврова, в храме было тесно, не протолкнуться; два священника не успевали исполнять требы. Кроме того, рабочие не всегда успевали ходить в собор, так как он находился довольно далеко от мастерских. Поэтому почти сразу после создания механического заведения у мастеровых появился замысел построить свой храм.
4 апреля 1866 года Д.В. Каракозов стрелял в царя Александра II. Покушение оказалось неудачным, и в память «великого чуда над любимейшим монархом России» во всей Империи стали строить часовни и храмы. В январе 1867 года мастеровые Ковровского механического заведения, «движимые чувством любви и преданности к обожаемому Монарху», обратились с прошением к инспектору Московско-Нижегородской железной дороги Казначееву, где выразили желание «на свои добровольные приношения» построить православный храм при Ковровских мастерских «в память события 4 апреля». Инспектор обратился за дозволением на постройку храма к светским и духовным властям.
22 февраля 1868 года Святейший Синод «дал разрешение на устройство церкви при Ковровских механических мастерских с образованием при ней особого прихода и определением к ней причта». Об усердии ковровских мастеровых, решивших построить храм, обер-прокурор Св. Синода граф Дмитрий Андреевич Толстой доложил императору, и Александр II «на всеподданнейшем докладе по сему предмету… изволил написать собственноручно: «Благодарить».
В конце 1868 года были начаты работы по постройке церкви при Ковровских мастерских, которые велись под руководством директора Управления Шуйско-Ивановской железной дороги Ивана Андреевича Бусурина и контролем специального комитета. Церковь строилась исключительно на пожертвования рабочих и служащих мастерских. Возможно, именно постепенным поступлением средств объясняется то, что строительство продолжалось около шести лет. По рассказам ветеранов Ковровского экскаваторного завода, в здании заводоуправления еще и в первые годы после Отечественной войны хранилась «амбарная книга» с записями, кто из работников сколько пожертвовал на храм. В основном мастеровые давали по 25, 50, 70 копеек, редко кто рубль. Но российские деньги тогда были «конвертируемыми» и на небольшую по нынешним меркам сумму можно было соорудить каменный храм.
К концу 1874 года здание церкви и колокольня, выполненные в так называемом «псевдорусском стиле», были готовы. Купола, крытые кровельным железом, выкрасили в серебристый цвет. До весны 1875 года продолжались работы по внутренней отделке и обустройству храма. Иконостас, клиросы, подсвечники и паникадила изготовили сами мастеровые из отполированного березового и орехового дерева. Одновременно с возведением церкви построили деревянный на каменном фундаменте дом для причта. Но потом для священника срубили новый большой деревянный дом, в котором в советское время находилась железнодорожная больница. От церкви к этому дому была насажена липовая аллея.
Освящение новой церкви «во имя Божией Матери в честь святой иконы Ея Феодоровския» совершил 25 мая 1875 года Архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний с участием ключаря Владимирского Успенского собора священника Иоанна Благонравова, священника Ковровского Христо-Рождественского собора Алексея Григорьевича Радугина и назначенного священником в новую Феодоровскую церковь Ивана Алексеевича Соколова. Завершилось торжество по случаю освящения храма обедом, на котором присутствовали высокие гости из Владимира, в том числе Архиепископ, начальник губернии, чиновники из управления дороги, а также начальство железнодорожных мастерских.
Священнику Феодоровской церкви, по определению епархиального начальства, полагалось содержание в 560 рублей в год; псаломщику этой же церкви – 240 рублей в год, и более 200 рублей должно было идти на содержание церкви. Эти деньги выплачивались работниками Ковровских мастерских из расчета 1 копейка с рубля заработка. Но впоследствии доходы причта увеличились вместе с ростом количества мастеровых и их заработной платы. В 1898 году на содержание того же причта из двух человек шло уже 1800 рублей в год. Позже в состав причта, помимо священника и псаломщика, был введен диакон.
Первым священником Феодоровской церкви стал выходец из рода священнослужителей Иван Алексеевич Соколов. Он окончил Владимирскую духовную семинарию в 1863 году и с 1864 года был священником Ковровского Христо-Рождественского собора. 18 мая 1875 года И.А. Соколова назначили священником новоустроенной Феодоровской, или, как ее стали называть, Заведенской церкви. Тогда же был назначен и псаломщик – воспитанник Владимирской семинарии Каллистрат Быстрицкий. Когда при Феодоровской церкви открыли церковно-приходскую школу, отец Иоанн Соколов преподавал там Закон Божий. В качестве законоучителя выступал он и в Ковровском железнодорожном училище. И.А. Соколов скончался 30 сентября 1898 года и был погребен на Ковровским городском кладбище при церкви Св. Иоанна Воина.
(Окончание следует).
Н. Фролов,
заведующий музеем
экскаваторного завода.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Спасибо Т..Борзых.
Надо: ... " В конце 1868 года... "