100 лет назад
(газета "Дегтярёвец" N34, 31 августа 2022 года, стр. 8-9).
Ковровский пулемётный в 1922 году и 3-я Советская школа
Рассказывая о том, как работал наш завод сто лет назад, мы обращали внимание, что это был очень тяжелый период в жизни еще неокрепшего коллектива. Многолетние войны обескровили все отрасли производства и финансовую систему страны, к этому прибавились последствия неурожая и голода 1921 года, охватившего многие губернии. Единственной задачей Ковровского пулеметного завода был выпуск для Красной армии автоматов системы В. Г. Фёдорова – что по современной терминологии мы назвали бы гособоронзаказом.
Но государственного финансирования не хватало, в 1922 году вынуждены были идти на сокращение штатов, приходилось иногда зарплату работникам завода выдавать не деньгами, а «натурой из имеющегося запаса продовольствия: мукой, маслом и солью».
Но даже в таких условиях руководство и коллектив завода, набиравшая силу профсоюзная организация находили возможности не только для собственной работы на перспективу (самый убедительный пример – созданное без дополнительного финансирования проектно- конструкторское бюро по разработке новых образцов оружия). Уже в то время завод активно помогал городским организациям (где с финансовым и материальным обеспечением тоже было не легче), включался в развитие социальной сферы не только заводского поселка, но и всего Коврова.
Одним из примеров стало в 1922 году спасение от угрозы закрытия 3-й Советской школы 1-й ступени. Так – в духе революционной эпохи – несколько лет именовалось учебное заведение, находившееся в здании бывшей женской гимназии (в то время двухэтажном) на улице Георгиевской (осенью того же 1922-го переименованной в улицу Свердлова). Мы привыкли видеть это здание рядом с площадью Свободы трехэтажным (третий этаж надстроили в середине 1960-х годов) и называть неполной средней школой № 2.
«ИДЯ НАВСТРЕЧУ ДЕЛУ ОБРАЗОВАНИЯ…»
Ковровский уездный отдел народного образования (УОНО) в первые годы Советской власти занимался реорганизацией прежней школьной системы в городе и уезде, созданием первых детских садов и новых учреждений профессионально- технического образования, ликвидацией неграмотности среди взрослых. И при таком разнообразии обширных задач – катастрофическая нехватка средств. В 1921-м, а затем в 1922 годах проводились сокращения штатов в отделе народного образования, было урезано финансирование школ из государственного бюджета, а местному бюджету оно тоже оказалось не по карману.
УОНО оставалось только надеяться на помощь предприятий и сельских обществ. Но не все надежды оправдались. И. Н. Зудина в своей книге «Народное образование в Коврове» приводит такие факты: к началу учебного года 1 сентября 1922 года в Ковровском уезде приступила к работе лишь половина школ, в ноябре неясным было положение 30 школ, к середине учебного года 15 школ оставались закрытыми.
Иначе сложилась судьба 3-й Советской школы 1-й ступени, которая не только не закрывалась, но и смогла даже восстановить в учебных программах что-то из временно утраченного. 1-я ступень тогда предусматривала 5-летний курс обучения (2-я ступень – еще 4 года, из чего складывалось среднее образование в 9-летней школе).
Ковровский уездный отдел народного образования, обратившись 6 февраля 1922 года к руководству Ковровского пулеметного завода, сообщил, что «обеспечить учительский и технический персонал школ отдела как жалованием, так и продовольствием, а равно и снабжением в хозяйственно- учебном отношении, он не имеет возможности. Отпускаемых Центром средств далеко недостаточно, а потому отделом уже с 1/ II с. г. закрыто 18 школ I ступени и 1 школа II ступени. Чтобы не допустить закрытия городских школ, что граничило бы с полной ликвидацией школьного дела, Уотнароб единственным выходом из создавшегося тяжелого положения находит необходимым передачу некоторых школ на полное хозяйственное обслуживание местным предприятиям, оставляя за собой только идейное руководство школами, т. е. направление и наблюдение за учебно- воспитательной стороной жизни школ».
Ковровскому пулеметному заводу предлагалось передать 3-ю Советскую школу 1-й ступени. И несмотря на все сложности и первоочередные производственные задачи, на заводе всё стали решать оперативно – не откладывая ни до нового учебного года, ни до летних каникул. Уже 17 февраля общезаводская конференция рассмотрела обращение УОНО, причем, за эти дни уже прошла подготовительная работа, например, рассматривались конкретные вопросы по будущему финансированию школы.
По итогам этого заседания управляющий заводом А. М. Бурухин подписал 23 февраля приказ о том, что для принятия школы создается комиссия из представителей заводского комитета профсоюза, технической части завода, финансово- хозяйственной части и Рабоче- крестьянской инспекции. По результатам работы комиссии 1 марта А. М. Бурухин провел еще одно совещание, оставалось завершить решение организационных вопросов – это было сделано к 9 марта (по сути – после обращения УОНО хватило ровно месяца, в феврале было 28 дней), когда управляющий заводом подписал новый приказ:
«Идя всецело навстречу делу образования молодого поколения, созванное мною совещание постановило:
1) Считать 3 школу 1-й ступени принятой в ведение К.П.З.»
А далее в приказе подробно, по пунктам прописано о решении вопросов снабжения и финансирования школы, о том, что весь педагогический и технический персонал школы принят в штат завода, общее административно- хозяйственное и учебно- воспитательное руководство школой возложено на ее заведующего, при этом заведующим оставался уже занимавший эту должность П. С. Зинкевич (есть документы с другим вариантом его фамилии – Зенкевич, пока неясно, где была допущена опечатка).
Было решено «с будущего учебного года сосредоточить в этой школе всех детей рабочих» завода. До строительства большой школы в заводском поселке (школы № 3) было еще почти полтора десятилетия, и тогда этот вариант, наверное, был оптимальным.
И ЛИКБЕЗ, И ПРОФТЕХКУРСЫ
Есть в приказе несколько пунктов, где просматривалась забота завода о своих интересах и учет реальных возможностей, вовсе не безграничных – но всё это не только не противоречило, а напрямую совпадало с интересами отдела народного образования.
Так, с передачей школы в ведение завода было решено ввиду «экономии топлива и средств все культурно- просветительные учреждения сосредоточить в здании этой школы». Речь шла о заводских профессионально- технических курсах, курсах по ликвидации безграмотности. Предусматривалось «для ликвидации безграмотности среди работающих завода организовать с 15 сего марта при означенной школе особые курсы». Выделить преподавательский персонал должен был заведующий школой, а заводской отдел по рабочим вопросам – составить именные списки на безграмотных с указанием числа освобожденных от работы с 3 до 5 часов дня для посещения этих курсов.
Заводу нужны были квалифицированные работники – то есть как минимум для начала грамотные и готовые обучаться дальше. Но не только завод был в этом заинтересован, ликвидация неграмотности и дальнейшее обучение малограмотных взрослых были в те годы одной из главных задач УОНО. Как и профессионально- техническое образование, в котором картина в те годы была очень пестрая: создавались, а через год – другой расформировывались школы- мастерские, потом ремесленные школы…
То не хватало средств, то не самым оптимальным образом всё было организовано. А тут за дело брался оборонный завод, который достаточно четко видел и первоочередные сиюминутные потребности, и задачи, по крайней мере, на ближайшую перспективу.
А вот еще один пункт, без которого, вроде бы, можно было и обойтись (если исходить только из нужд и возможностей завода) – но не обошлись, утвердили: «Восстановить обучение учащихся немецкому и французскому языкам и рукоделью без всякой доплаты за это со стороны учеников».
Так 3-я Советская школа не только смогла бесперебойно работать, когда в Коврове и нашем уезде десятки других закрывались или временно приостанавливали обучение. Она получила дополнительный импульс, новые возможности. И даже когда по распоряжениям из Москвы из-за финансовых трудностей ле том 1922 года на заводе была проведена реорганизация структуры с сокращением штатов, школа с ее заведующим и всем персоналом продолжала работу в составе нашего предприятия.
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА НА ЛЕТНИЙ СЕЗОН
В том же 1922-м дело не ограничилось принятием школы в ведение завода. К приближающимся летним каникулам, когда школьное здание освободится от учеников, начали готовиться заранее. 22 апреля прошло первое заседание заводского управления и представителей профсоюзных организаций завода и города, 24 и 27 мая собирались снова. По результатам этой серии объединенных заседаний управляющий заводом А. М. Бурухин 30 мая подписал приказ об открытии при заводе на летний сезон, с 1 июня детской площадки для детей рабочих и служащих завода в возрасте от 4 до 10 лет включительно.
Заведующий 3-й Советской школой был назначен заведующим площадкой. Занятия на площадке проводились во все дни (за исключением выходных дней на заводе), по 4 часа в день, начиная с 10 часов утра.
«Питание детей, состоящих на площадке, принимается на счет завода», – это было немалым подспорьем для родителей в те времена, когда жизнь была, мягко говоря, не очень сытной. В этом, на первый взгляд, небольшом эпизоде просматривается начало пути к созданию заводского детского лагеря, наработка самого первого опыта внешкольной работы с детьми.
Потом этот опыт пригодился в пионерском лагере, из которого вырос современный «Солнечный». 3-я Советская уже в следующем, 1923 году стала школой- семилеткой (ее выпускники получали неполное среднее образование), пережила и другие реорганизации, в 1935 году получила привычный для нас номер – школа № 2. В ней среди многих- многих других учились некоторые из детей В. А. Дегтярёва (в 1922-м, когда завод спасал школу от закрытия, средние по возрасту были дошкольниками, а самые младшие еще не родились).
В 1949 году, после смерти выдающегося конструктора, постановлением исполнительного комитета Ковровского городского Совета депутатов трудящихся школе № 2 было присвоено имя В. А. Дегтярёва.
В. НИКУЛИН, заведующий
техноцентром завода имени
В. А. Дегтярёва.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1