Далёкое-близкое
(газета «Ковровская неделя» от 14 февраля 2020 г. № 11)
Марина Кренделева, заведующая архивным отделом
администрации города
Две тысячи двадцатый год – год 75-летия Победы, значимый как для нашей страны, так и для всего мира. Избирательность исторической памяти характерна, к сожалению, не только для массового читателя, но и для некоторых ученых и политиков, поэтому очень важно, чтобы как можно больше людей познакомилось не с их домыслами, а с подлинными историческими документами – свидетелями прошедших событий, хранящимися в архивных фондах. Об этом говорил и Президент России В.В. Путин в обращении к Федеральному собранию. В России будет создан крупнейший, самый полный комплекс архивных документов, кино- и фотоматериалов по Второй мировой войне, доступных и для наших граждан, и для всего мира. «Мы обязаны защитить правду о Победе. Наглому вранью, попыткам «переиначить историю» мы должны противопоставить факты», – сказал Президент. Вот и мы рассмотрим факты, раскрывающие правду о том, как жил Ковровский район, сельские труженики в 1941-1945 годах.
ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ
ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА
Война ворвалась в жизнь каждого человека, и взрослого, и ребенка. Кто же мог предположить, ложась спать в субботу, 21 июня 1941 года, что проснется уже в условиях военного времени? Двадцать четвертого июня состоялось внеочередное заседание бюро райкома ВКП(б). Вопрос тогда был единым для всех – «О мероприятиях в связи с начавшимися военными действиями с фашистской Германией». Вот что предлагалось сделать в районе: в течение суток привести в исправность весь транспорт, обеспечить бесперебойную работу всех пекарен, установить надежную охрану промышленных предприятий, складов, построек, немедленно информировать райком о всяких проявлениях и нездоровых настроениях. В колхозах района уже 22-23 июня прошли митинги и собрания, но вот документально проследить это не удается, только через несколько дней в повестках дня появляется военная тема. Двадцать пятого июня на заседании Сельцовского сельсовета обсуждали поведение одного председателя колхоза за то, что он 23 июня (на другой день после начала войны) по мобилизации поставил «самых плохих лошадей с опозданием на 2 часа, а также мобилизованных красноармейцев провожал с грубостями». В колхозе им. Буденного (с. Побочнево) 26 июня выбирают нового председателя, так как старый взят в армию. Двадцать девятого июня колхозники «Верного пути» (с. Дмитриевское) рассматривали вопрос о задачах населения в военном положении и решили, «учитывая создавшееся опасное положение о вторжении вражеских самолетов на территорию деревни, принять следующие меры: каждому хозяйству заготовить ящик песка, кадку воды и швабру, кроме того сделать уборку чердаков, в разрывах меж жилых домов сделать уборку от мусора и легковоспламеняющихся веществ».
УРОЖАЙ – ВСЕМУ ГОЛОВА
И всё же самым главным летом 1941 года было своевременно и качественно провести уборку урожая и заготовку сельхозпродуктов. Ведь уже на начальном этапе войны были временно оккупированы крупные сельскохозяйственные районы (Украина, Белоруссия, Кубань, Дон и др.). Вследствие потерь и передачи техники фронту резко снизился уровень механизации работ в сельском хозяйстве, взамен тракторов пришли простейшие машины, тягловая сила и ручной труд. Поэтому собрание районного партийного архива подчеркивало, что своевременная и качественная уборка урожая «укрепит нашу Родину и поможет нашей доблестной Красной армии в ее победе над врагом. Тыл неотделим от фронта. Тыл – продолжение фронта». В ответ на выступление по радио председателя Госкомобороны И.В. Сталина колхозники принимают решение: «Обязуемся работать еще лучше, как работали раньше, на уборочную выйти, как один, с 10-летнего возраста и до престарелых лет». Своеобразная программа действий на военный период была намечена на заседании Дмитриевского сельсовета: «Мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь нашей доблестной Красной армии в уничтожении немецких оккупантов, для этого все люди в тылу должны работать не покладая рук». И эта программа всю войну претворялась в жизнь. Четырнадцатого февраля 1943 года было опубликовано письмо трудящихся Ивановской области фронтовикам-ивановцам (прим. - не забываем, что тогда входили в состав Ивановской области) о выполнении производственных планов промышленными предприятиями и колхозами области и о сборе средств в фонд обороны страны: «...Бойцы-фронтовики, бывшие колхозники Ивановской области!.. Вы – главная сила колхозов – ушли защищать родную землю, свои поля, луга, сады, огороды... На ваших местах в колхозах встали женщины, подростки, старики. Колхозы и совхозы области, несмотря на отсутствие почти всего мужского населения, которое ушло в армию или работает в промышленности, уменьшение тягловой силы, тракторов, нехватку горючего, успешно закончили сельскохозяйственный год. Колхозы и совхозы выполнили государственный план хлебопоставок...» Это письмо обсуждалось на общих собраниях колхозников и в нашем районе. В колхозе «Прогресс» (д. Старая) «Постановили: данное письмо подписать и послать фронтовикам». Протокол общего собрания членов колхоза «Парижская Коммуна» (с. Гостюхино): «Слушали по первому вопросу (проработка письма фронтовикам ивановцам от трудящихся Ивановской области) представителя р-на гр-на Орлова, который зачитал письмо фронтовикам ивановцам от трудящихся Ивановской области, в котором трудящиеся в ответ на героические подвиги Красной армии на фронтах Отечественной войны заверяют фронтовиков ивановцев, что они в тылу будут работать вдвойне и дадут всё необходимое для фронта на разгром врага. Колхозники колхоза «Парижская Коммуна», заслушав это письмо, включились к трудящимся нашей области, взяв на себя фронтовые социалистические обязательства для повышения урожайности в своем колхозе».
ЗАМЕНЯЯ МУЖЧИН
Огромная трудность заключалась в том, что если в промышленности существовала система бронирования, то практически вся наиболее трудоспособная часть колхозников была мобилизована. В документах III районной партийной конференции (05.07.1942) есть данные о сменяемости руководящих партийных, советских, хозяйственных и колхозных кадров. Так вот, из 142 председателей колхозов за период 1941-01.07.1942 выбыло 122 человека, из них 88 – в РККА. Ушли на фронт и председатели сельсоветов: в июле 1941 года – председатель Крутовского сельсовета Н.В. Лаврентьев, в августе – председатель Клязьмо-Городецкого В.М. Горохов, Больше-Высоковского М.В. Михеев, Иваново-Эсинского Н.А. Емелин, Красно-Гривского В.И. Бобков и другие. Ушли и бригадиры, и агрономы, и зоотехники, на смену мужчинам пришли женщины и подростки. Вот как менялось количество трудоспособных в 140 колхозах Ковровского района: на 1 января 1941 го – 9456 человек, на 1 января 1942 го – 1838 человек, на 1 января 1943-го – 2189 человек, на 1 января 1944 го – 7029 человек. В те годы колхозы не имели своей техники, они обслуживались машинотракторными станциями (МТС). У нас хранятся документы Сенинской МТС, в которых показана численность работников. В 1943 году из 73 трактористов 37 человек – женщины, из двух комбайнеров – одна женщина; в 1944 году в 58 колхозах, обслуживаемых МТС, было 3035 трудоспособных колхозников, из них 553 подростка. Например, в колхозе «Искра Ленина» (с. Санниково) в годы войны было 58 хозяйств, трудоспособных в них всего 7 мужчин, 44 женщины и 34 подростка (от 12 до 16 лет); в колхозе им. Киркижа (с. Горожоново) трудоспособных в возрасте 16 лет и старше на 1 января 1942 года было 31 мужчина и 52 женщины, на 1 января 1946 года – 7 мужчин и 38 женщин. В этом же колхозе 22 июня 43-го принимают решение «собрать бригаду косцов из женщин 14 человек остальные подростки и мужики» (всего 20 человек).
В апреле 1943 года на общем собрании колхозники отмечают, что в выполнении плана сельскохозяйственных работ на 1943 год главную роль должна играть женщина, и еще постановляют: «Для того, чтобы угнать скорее врага с нашей земли, нужно работать не с прохладцей и не забывать ни на минуту, что наши братья и сестры сейчас находятся под бомбежкой под гнетом немецких оккупантов». Часто для выполнения каких-либо работ приходилось нанимать рабочих «со стороны». Поэтому и принимались на заседаниях правления такие решения: об обучении подростков пахоте и работе на коровах (лошадей мобилизовали в армию); о мобилизации школьников на уборочные и прополочные работы; о мобилизации подростков с 12 лет на прополку махорки; о привлечении детей и старух на прополку картофеля; об использовании всей рабочей силы, включая подростков-школьников, в сборе колосьев; о премировании подростков за добросовестно выполняемую работу по тереблению льна.
НАРАВНЕ СО ВЗРОСЛЫМИ
То, что дети работали практически наравне со взрослыми, отражено в протоколах заседаний правлений колхозов. В колхозе им. Буденного (с. Побочнево) в июле 1941 г. решают пригласить пастуха мальчика взамен взрослого. В колхозе им. Киркижа (с. Горожоново) в 1943 году перечислены по составу две бригады, огородная бригада и отдельно бригада подростков, в июле слушают вопрос о начислении малолеткам за работу. У нас в фондах есть сведения о выработке трудодней по некоторым колхозам. Например, в колхозе «Прогресс» (с. Старая Андреевка) в среднем колхозники зарабатывали от 200 до 400 трудодней. Около многих фамилий стоит пояснение – «подросток»; на тех, кто постарше, заводили отдельный лицевой счет, младших вписывали или к матери, или к старшим братьям и сестрам. Работали подростки в основном с мая по ноябрь, вырабатывали от 20 до 200 трудодней в зависимости от возраста. В школах создавали бригады учащихся (как правило, мальчиков и девочек раздельно) во главе с учителем для работы на колхозных полях. Отличились ребята Малышевской школы – 7 школьных бригад в составе 118 школьников за июль 1941 года выработали 1082 трудодня. Городские школьники также помогали колхозам. Шестого октября 1941 года ГК ВКП(б) принял решение о мобилизации школьников на уборочные работы. Но и учебу никто не отменял. Забота о школах тоже легла на плечи колхозов. Взрослые даже в такие трудные времена старались устроить детям хоть небольшой праздник. Новогодние елки организовывались в школах, клубах, детских домах, избах-читальнях. Для встречи Нового, 1943 года на школу в д. Русино колхоз выделил 10 кг муки, 5 л молока, 3 кг сладостей; на школу в д. Алачино – 7 кг муки, 4 л молока, 2 кг сладостей. Нужно иметь ввиду, что в годы войны сладости – это, скорее всего, сахар кусковой или карамель «голышики» (без фантиков). Летом организовывались пионерские лагеря и площадки, в основном при промышленных предприятиях и крупных школах, преимущество отдавалось детям фронтовиков, инвалидов войны и многосемейным; ребятишек старались там подкормить, но и они должны были помогать стране – собирать дикорастущие растения для изготовления лекарственных препаратов для фронта.
Нет комментариев