У меня есть дочь и медленно ползущее в сторону диссертации исследование на тему культурных кодов в детской литературе. Поэтому сказка.
Машенька и медведь. По ее мотивам сделали веселый мультсериал про Машу и Мишку, но в оригинале сказка совсем о другом. Синопсис:
Машенька жила с бабушкой и дедушкой, пошла с подружками в лес, заблудилась, в самой чаще нашла избушку и медведя, который никуда Машеньку не отпустил - стала она жить у него, печку топить да кашу варить. И все время думала, как вернуться назад. Придумала отнести бабушке с дедушкой гостинцы, медведь не разрешил. Ты, говорит, заблудишься. Сам отнесу. Тогда Машенька положила пирожки в короб, наказала медведю короб не открывать, сама в короб спряталась и всю дорогу кричала «Высоко сижу, далеко гляжу, не ешь пирожок, неси бабушке с дедушкой».
Медведь пыхтел, нес, дошел до деревни, там на него накинулись собаки, он испугался и убежал в лес. Машенька из короба вылезла, дедушка с бабушкой ее стали обнимать, умницей называть.
В этой простой, известной всем сказке, - важнейшие для маленькой женщины архетипические паттерны.
Девочка живет со своим родом, который ее хранит и бережет.
Девочка заБЛУДилась, когда пошла в лес с подружками. Это не ее вина, так сложились обстоятельства.
Девочка ищет защиты и находит избу медведя (архетип мужчины, хищная, большая сила, ИНОЕ существо). Медведь «оставляет» девочку себе.
Девочка знает, что для спасения надо найти способ вернуться. Включается женская хитрость: не разозлить медведя (опасно для жизни), сделать так, чтобы он САМ помог сбежать.
Как только девочка попадает в поле своего рода (в село), ВСЕ начинает защищать ее от медведя.
Род принимает девочку с радостью и добром, ее ждали и гордятся ее победой.
Так ДОЛЖНО быть. А теперь, внимание, реальная жизнь.
Каждая вторая девочка (если не каждая первая) по разным причинам отторгается своим родом (прежде всего, родителями и особенно - матерью). Она не такая, поступает не так, она создает матери конкуренцию в семье или растет обузой, она мешает. Очень рано девочке начинают рассказывать, что вокруг есть лес и пора бы уже туда идти.
Девочка идет в лес с огромным чувством вины. И с внутренним запросом заБЛУДиться там окончательно. Медведь (абьюзивные отношения) становится для нее альтернативной реальностью, надеждой. Она пытается стать частью этой реальности - готовит, убирает, развлекает медведя, старается полюбить эту новую жизнь. Но в какой-то момент, девочка признается себе, что живет с животным и это ужасно. И решает вернуться.
Женская хитрость помогает, девочка находит возможность добраться к своим. Еще шаг - и она в безопасности, собаки прогонят медведя, ее род обнимет ее и примет. Но девочке никто не рад. Собак спускают на нее. И даже если ей позволяют остаться, ежедневно она получает негативную оценку своего выбора и более того - романтизацию медведя. Он сильный, он большой, где еще такого найдешь, у него отдельный дом в лесу, терпела бы да радовалась, лучше с ним, чем у нас на шее. Медведь - хороший. Маша - плохая.
Как складывается жизнь Маши дальше? По-разному. Кто-то остается со "своими" и всю жизнь тянет лямку вины. Кто-то возвращается к медведю. Единицы идут по третьему пути - послать к чертям всех, потому что род, очевидно, прогнил, если отказывается от своей крови в пользу хищного существа. А жить в вечном компромиссе с медведем под боком - тоже не малина. Так начинается уже другая сказка - про Машу без никто, она для взрослых.
Если мы читаем детям сказки, доставшиеся нам от предков, если мы объясняем, что такое хорошо, что такое плохо, мы должны давать им ожидаемую опору в реальных жизненных ситуациях. Потому что скрипт сформирован, точнее, активирован через метафору, тк. сама программа есть в нас от рождения, она в генах.
Родители защищают свое потомство. Союз с существом другой породы - несчастливый союз.
Ты можешь заблудиться, потому что лес непредсказуем, а подружки иногда - дуры. Ты умеешь быть хитрой и смелой и найдешь дорогу назад. Твой род будет ждать тебя у черты, чтобы сразу принять под свою защиту. Как в сказке.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев