к. Костюковка, не стала бы такой какая есть, без этого неоднозначного барона...Как это ни странно, но мы должны быть благодарны неблаговидным поступкам семьи баронов Нолькеных, объясню почему...старый барон Станислав получил от царя (в награду за службу), ещё при крепостном праве, в 1855 году земли вокруг Костюковки. Потихоньку тут строилось поместье, развивалось хозяйство. Земли были ни ахти какие, есть кадастровая опись поместья - почти три тысячи десятин (десятина это почти ровно гектар), казалось бы ого (!) три тысячи гектар!!! Но есть и расшифровка, что в это поместье входило: 20 гектар - усадьба (господский дом, парк, сад, хоз.постройки и т.п.), 400 гектар - пашня, 900 выгон (пастбище) и почти половина1500 гектар - т.н. "целина", а иначе говоря, болото и болотные заросли кустарника. Да и крепостных было немного чтобы это "хозяйство" блюсти, две-три сотни "душ". Особо не разбогатеешь, даже усадьба и господский дом у баронов были деревянными. Но, в 1870-е всё радикальным образом всё поменялось в лучшую сторону. Через Гомель решено было строить Либаво-Роменскую железную дорогу, а по счастливому стечению обстоятельств сын старого барона (Карл) был аж самим генерал-губернатором Могилевской губернии (земли тогдашней гомельщины входили в эту губернию). Путейские инженеры проектировавшие ж\д путь вполне логично прочертили прямую как стрела линию ж\д к Жлобину (на проектировавшийся мост через Днепр) от Гомеля на Будо-Кошелево и далее, по сухой возвышенной местности, через Белицу, обходя огромное Кобылянское болото - с запада. Но не тут то было... Карл фон Нолькен немного "подкорректировал" планы строителей ж\д пути сделав крюк к обширному поместью своей многочисленной семьи, а уж дальше там - можете и "по прямой". Странно, но тогда никого не удивило такое решение, хотя новый ж\д путь должен был дважды (!) на десяти верстах пересечь основное шоссе "Санкт-Петербург - Киев" и пройти через центр (?!) Кобылянского болота (???). Но с генерал-губернатором ведь не поспоришь? Что это давало Нолькенам и их владениям?: 1) станция ж\д дороги в непосредственном близости от поместья, можно было грузить скот и зерно чуть ли не с хоз.двора поместья (а если бы пустили ж\д через Белицу пришлось бы гнать скот и везти зерно за 20 км на запад); 2) для постройки дороги царская казна выкупала земли под дорогу по "твёрдым" и очень хорошим ценам, сотни десятин реального, никому не нужного болота; 3) для прокладки дороги пришлось осушить этот участок спрямив и расширив русло р. Беличанки (не даром в Костюковке эту речку называют - "Централкой", это центральный основной канал в который входили боковые каналы), тем самым семья барона получила новые пригодные земли которые можно было использовать для выпаса скота - заливные луга; 4) для постройки дороги были привлечены тысячи работников (всё копалось и создавалось вручную, чтобы оценить объём работы лопатой (!) просто посмотрите на участок ж\д от переезда на старую Костюковку до Лазурной, особенно на насыпь через болото, и это всё вручную, все эти тысячи работников надо было кормить, казна им платила деньги, а бароны продавали еду: зерно и мясо. Бароны заработали на этой дороге такие деньги, что смогли построить в Гомеле каменный особняк и доходный дом на улице Экономической (ныне - улица Ланге). Позже эту улицу переименовали в "улицу барона Нолькена" (и не только потому что там у Нолькенов были дома и особняки), улицу переименовали по просьбе еврейской общины города Гомеля, за то, что генерал-губернатор Карл фон Нолькен жестко остановил еврейские погромы в Гомеле и не позволил произойти этим событиям в таком масштабе, как это было в других городах... ну а теперь ответ на вопрос ПОЧЕМУ такие люди как Нолькены, действительно ЗАСЛУЖИЛИ ПАМЯТНИК И УЛИЦУ В КОСТЮКОВКЕ? Когда в конце 20-х годов ХХ века, в СССР проводилась индустриализация и планировалась постройка нескольких новых современных стекольных заводов по выпуску оконного стекла, в Госплане СССР внимательно изучали карту страны. Несколько основных факторов были важны: 1) железная дорога, прежде всего!; 2) наличие значительных запасов торфа как можно ближе к дороге, каменный уголь было бы лучше, но весь каменный уголь уходил на металлургию и паровозы и пароходы, стеклозаводам - только торф; 3) людской резерв, а тут рядом Гомель и сама Костюковка значительно выросла т.к. многие строители ж\д дороги осели в Костюковке и население Костюковки выросло с нескольких сотен до тысяч человек. в Госплане СССР увидели, ну просто ИДЕАЛЬНОЕ место для стеклозавода! Отличная железная дорога посреди огромного болота и узловая станция (Гомель) в 15 км. от будущего завода, вези стекло во все четыре стороны! Так и случилось, что благодаря личным интересам Нолькенов потом сложились идеальные условия для строительства нового стеклозавода!.
https://sozhnews.by/zhizn-rajona/stali-odnoj-semej-v-gomelskom-rajone-otprazdnovali-dvojnuyu-svadbu — Дима пришёл купить пиццу, которые я готовила.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 26
Кусок цинковой пластины, мы решили,что он от гроба. И ничего больше... Всё до нас выгребли)))