"Курск" относился к проекту 949А, главным предназначением которого является борьба с крупными надводными кораблями противника, прежде всего – с авианосцами. Заложенный в марте 1990 года, он был спущен на воду в мае 1994 года и вошел в строй 30 декабря 1994 года.
Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек (111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два сотрудника предприятия "Дагдизель"), стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.
В августе 2000 года в Баренцевом море проходили комплексные учения сил Северного флота. АПРК "Курск" вышел в море 10 августа. 12 августа в восемь часов утра он находился в назначенном районе, о чем во время сеанса связи командир АПРК известил командный пункт (КП) флота. В полигоне подводная лодка должна была оставаться до полуночи. В 8.51 с "Курска" вновь своевременно доложили на КП о выполнении условного ракетного удара по кораблям "противника". С 11.30 до 14.30 он должен был выполнить торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей с применением практических торпед. Но наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия "АПРК не видели и доклада по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали.
В 14.50 корабли и вертолеты из состава отряда боевых кораблей (ОБК) по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия "Курска". В 17.00 подводный крейсер вновь не произвел на КП планового донесения по дальнейшим действиям в назначенном районе. Через час на командном пункте и дежурным силам флота была объявлена "Боевая тревога". В 18.00 старший на КП – командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов утвердил предложенный начальником штаба порядок действий сил, находящихся в море, и дежурных сил флота в базе по выходу в район и поиску пропавшего АПРК "Курск". В полигон боевой подготовки для поиска подводного крейсера вылетел противолодочный самолет Ил-38. О происходящем доложили в Москву.
С 19.00 АПРК "Курск" искали корабли ОБК, дежурные силы, самолеты и вертолеты морской авиации Северного флота. Спасательный отряд обследовал район возможного нахождения на воде членов экипажа подводной лодки.Ночью 13 августа силы флота по оказанию помощи затонувшим объектам вышли из пунктов базирования в район поиска атомохода. Розыском "Курска" также занимались тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", большие противолодочные корабли "Адмирал Чабаненко" и "Адмирал Харламов" с вертолетами на борту.
В 04.36 с крейсера "Петр Великий" доложили об обнаружении "Курска" на грунте на глубине 108 метров. Адмирал Попов вылетел на вертолете в этот район и в дальнейшем управлял спасательными силами флота с борта "Петра Великого". В 07.15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.
14 августа в 11.00 командование российского флота сделало публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание.
Членов экипажа "Курска" планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно-спасательной службы Северного флота. Однако шторм не позволил спасателям начать работу.
15 августа Норвегия предложила свою помощь в спасательной операции. Предложение было принято Министерством обороны России.
16 августа при волнении моря около двух баллов со спасательного судна "Рудницкий" был спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". За ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть в лодку, хотя был применен еще и более совершенный аппарат "Бестер". 17 и 18 августа спасательная операция силами российских спасателей продолжалась, но безрезультатно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6