Пока не забылось все надуманное и наболевшее, решила
записать мои советы мамам будущих первоклассников. Советы, понятное дело, мои
личные, ни на что не претендующие. Очень даже вероятно, что для Вас и для
Вашего ребенка они совершенно не подойдут.
Что-то из того, о чем я хочу написать, я опробовала на себе
и Андрее, а что-то не успела (слишком поздно об этом задумалась, 1-ый класс уже
походил к концу, так что о результатах пока сказать нечего).
Итак, советы…
Совет первый. О самостоятельности
Не делайте за ребенка его работу. Пусть сам заполняет
дневник, сам собирает портфель, сам следит за остротой карандашей и т.д. Я бы
посоветовала несколько раз показать, как это делается, объяснить почему так, а
не иначе, потом еще несколько раз постоять «над душой», пока он все это делает,
и затем полностью отдать это дело на откуп ребенку.
По нашему опыту могу сказать, что бывали накладки… Бывало,
что забывал какую-то тетрадь или еще что… Несколько раз забывал сменку… Но
по-моему в 1-ом классе все это гораздо безболезненней и безопаснее. Но зато
научится не забывать, а не жить маминой головой. Во втором полугодии, кажется,
уже ни разу никаких накладок не было.
Разительная разница с бассейном. Там я этот момент упустила
и сложилось так, что пакет в бассейн собирала обычно я… В итоге получала
«предъявы»: «Мама, ты очки забыла положить!»… Тут я сердилась и говорила: «Что
это я забыла? Кто в бассейн идет? Почему ты сам не проверил, все ли собрано?
Почему сам не положил очки?»… А по сути-то Андрей не виноват — сама избаловала.
И еще одеваться… И обуваться. Очень для меня дико выглядит
7-летний здоровенный лоб, которому бабушка надевает ботинки…
Совет второй. Об уроках и приоритетах
Вот это как раз очень и очень важная вещь. Но которую я
начала внедрять только в конце учебного года, так что о результатах говорить
пока рано… Но теоретически мне это кажется верным.
Нужно научить ребенка расставлять приоритеты при выполнении
уроков. То есть ребенок должен в первую очередь посмотреть, что задали, оценить
«предполагаемый ущерб». То есть, как много вообще задали, какие задания
понятны, какие не очень. Какие можно сделать легко и быстро, а с какими
придутся повозиться. Какие он может сделать самостоятельно, а где ему нужна
помощь, и какая именно помощь необходима.
И после этого распределить, когда и в каком порядке он будет
делать задания, а если где-то нужна помощь, подстроиться под того, кто будет
помогать. Например, он может решить: сначала сделаю то, что легко и быстро,
потом то, с чем надо повозиться… А потом как раз мама освободится и поможет мне
с тем, что я один не смогу…
Почему это важно… Очень многие дети страдают от того, что на
контрольных или олимпиадах делают задания по порядку. В итоге попадается
задание, с которым у них «затык», долго с ним возятся, в итоге и его не решают
и остальное не успевают. Гораздо разумнее в таком случае отложить неподдающееся
задание и решать более легкие. А к этому вернуться потом, если время останется.
Толку будет больше.
И еще к вопросу о тех заданиях, которые ребенок не может
сделать самостоятельно. Тут тоже надо смотреть… Кое-что действительно не может…
А кое-что… Достаточно посмотреть, как делали аналогичные задания в классе и
вспомнить… Или полистать учебник и попытаться разобраться, посмотреть примеры…
Хотя и не густо в «Школе 2100» и Петерсон с примерами, но все же они есть и
разобраться при желании вполне можно.
Совет третий. О помощи и контроле…
Совет, который, пожалуй, в чем-то противоречит предыдущим. А
может и не противоречит, не знаю.
Все же не забывайте, что ребенок в 1-ом классе (да и во всей
начальной школе) — это еще совсем маленький ребенок. И он может быть еще
психологически не готовым к полной самостоятельности. Многие дети такого
возраста еще не могут самостоятельно концентрироваться долгое время на уроках,
не отвлекаться, не считать ворон, не рисовать чертиков на полях…
Не отпускайте ребенка в самостоятельное плаванье слишком
рано! Смотрите по ребенку — что он уже может, а что нет. И какой минимум помощи
ему нужен. Кому-то достаточно, чтобы мама спросила: «Ты сделал уроки?» — «Да» —
«Вот и славно», а кому-то надо, чтобы мама сидела рядом. Заметьте, не делала
уроки за ребенка, а сидела рядом и своим присутствием помогала сосредоточиться.
Я долгое время сидела с Андреем за столом. Следила, чтобы он
правильно держал ручку, просила, чтобы объяснил мне ход решения… Постепенно я
его отпускала все больше и больше и под конец учебного года мое участие
сводилось к тому, что я только проверяла написанное, слушала выразительное
чтение (он читает неплохо, но выразительность оценить пока не может) и сидела с
ним, только когда он готовил задание по окружающему миру, потому что при самостоятельной
подготовке оно у Андрея вообще в голове не задерживалось. Впрочем, там такие
темы, такие формулировки… Что, может, и хорошо, что не задерживалось.
Совет четвертый. О времени
Ребенок должен уметь определять время по часам. Но… Даже те
дети, которые на ты с циферблатом, зачастую совершенно неадекватно оценивают
протяженность времени… На просьбу предположить, сколько времени займет то или
иное дело, отвечают что-то совсем не в дугу… И прошедшее время оценить то же не
могут…
Между тем это крайне важный навык… Ребенок может не хотеть
делать какое-то дело (те же уроки учить) потому, что искренне верит в то, что
это займет целую вечность. А если он знает, что подготовка «домашки» по
математике занимает всего 10 минут (как половина мультика или одна перемена,
которая по всем ощущениям бесконечно коротка), то, глядишь, уже и не так
страшно приступить.
Поэтому я очень советую приучать ребенка засекать, сколько
времени занимает у него то или иное дело. Сколько нужно времени, чтобы
прибраться в комнате? А поужинать? А подготовить ДЗ по информатике? А
переодеться?.. И постоянно обращать его внимание на то, какие дела занимают
примерно одинаковое время. Причем сравнивать приятные и интересные дела с теми,
которые тоже нужно делать .
Более сложная задача, к которой стоит переходить уже после
того, как ребенок более или менее знает, сколько времени у него что занимает,
это планирование дел… «Что из необходимых дел, ты успеешь сделать до ужина?»..
Совет шестой. Об умении говорить
Учите ребенка говорить… В самом широком смысле. Чтобы он
умел пересказать текст, ситуацию из своей жизни, выразить свое мнение. Чтобы
умел нормальным русским языком рассказывать о решении задачи.
Чтобы умел говорить с учителем. Мог задать вопрос, если
что-то не понятно, попросить объяснить еще раз… И еще, если потребуется. Чтобы
мог попросить пояснить задание, если ему не понятно…
В конце учебного года проходили итоговые и переводные
контрольные… Сколько возмущения на родительских форумах на счет некорректных
заданий, кривых и непонятных формулировок… Обвинений всех и вся в этом…
Да, я полностью согласна с тем, что очень плохо, когда
задания в контрольных некорректно или просто безграмотно сформулированы. Но
ошибки в тестах есть и будут, и тут ничего не поделаешь… Можно бороться с
мельницами, но не разумнее ли вложить эти силы в своего ребенка? Попытаться
объяснить ему, что если ему не понятно задание, то надо поднять руку и
попросить пояснить… Маленькие дети зачастую свято верят в непогрешимость
печатного слова и в то, что взрослые не могут ошибаться. Но мы-то с Вами знаем,
что это не так… И насколько ребенку будет проще жить, если он научиться
разговаривать, научиться задавать вопросы…
Вот такие у меня получились советы… Наверняка что-то
упустила. Предлагаю опытным мамам и учителям в комментариях тоже поделиться
своими советами мамам будущих первоклассников.
Екатерина, мама двоих детей
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев