Указ, который утверждал обязанность всего населения России поставлять новобранцев для русской армии, назывался «О наборе рекрут, с 20 дворов по человеку, от 15 до 20 лет возраста» (здесь и далее сохраняется пунктуация и орфография оригинала с поправкой на исключенные буквы русского алфавита). Указ был именной и объявлялся от императорского имени Поместному приказу, то есть государственному учреждению, ведавшему практически всем служилым землевладением в стране, и в том числе составлением писцовых и переписных книг. В том, что реализацию первого рекрутского набора Петр I возложил именно на эту структуру, не было ничего удивительного. Документальной основой, по которой велся расчет числа рекрутов, тем же указом были объявлены переписные книги 1677 года (в указе дословно — «186 года», то есть 7186 года по старому русскому летоисчислению), то есть сфера ответственности именно Поместного приказа.
Начинался указ строго и сразу определял характер именно всеобщей воинской повинности: «В солдаты взять со всех городов и уездов, которые ведомы в Розряде, в Ингерманландской Канцелярии, в Польском, в Новгородском, в Адмиралтейском, в Поместном, в Сибирском и в иных приказах, с посадов и с дворцовых волостей и с конюшенных слобод, и с Святейшего Патриарха и властей и монастырей и церквей и Иммеретинскаго Царя и Царевича и Бояр и Окольничьих и Думных и Ближних людей и всяких чинов помещиков и вотчинников и вдов и недорослей, с крестьянских и бобыльских и с задворников и деловых, по переписным книгам 186 года, даточных с двадцати дворов человека и человечных, с пятнадцати до двадцати лет холостых, а ниже пятнадцати и выше двадцати лет не имать». Иными словами, призыву подлежали холостые юноши всех сословий, включая дворянское. А понятие «даточные люди» долго существовало наравне с понятием «рекрут», заимствованным Петром I из французского языка.
Любопытно, что первоначальное обучение воинскому делу указ предполагал проводить не в полках, а на станциях и посадах, где надлежало собирать рекрутов числом «по 500 и до 1000 и больше, и учить их военному солдатскому строю по артикулу». При этом за первоначальное вещевое довольствие, в которое указ включал «кафтаны серые и шубы, и шапки, и кушаки, и чулки, и черики (дешевая обувь из необработанной кожи. – Прим. авт.)», отвечали те же общины, которые поставляли рекрутов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев