Заповеди староверов, изложенное Раисой Кучугановой в конце сентября 2011 года.
Всё, что рассказываю, сказывали мне удивительно добрые, светлые, умные люди, которые жили и живут в Уймонской долине.
- Нет перины, нет кровати, да мягки у нас полати. И там, на полатях, полно ребятишек. Много Бог детей даёт, да лишних не посылает. Если ребёночку в животе у матери место нашлось, то на белом свете место ему подавно найдется.
Ребёночек родился — он не замрёт, для него на белом свете всё готово: чем поить, чем кормить. Господь Бог даёт на жизнь ребёночку. Дитя даёт и долю ему даёт.
Бабушки у зыбки разговаривали с детьми с самого их рождения, напевали колыбельные или духовные стихи. Ребёнок привыкал к ласковой речи. И немного погодя уже пристраивался к песне и баюкал себя сам.
- Не от еды дитя растёт, а от ласки.
Любит шанюжка мазанье, а головушка глаженье. Гладили по голове и приговаривали: мальчик очень маленький, / мальчик очень славненький, / дорогая деточка, / золотая веточка, / трепетные рученьки / к голове закинуты, / в две широких стороны / словно крылья вскинуты, / дорогая деточка, / золотая веточка.
Меня очень занимал вопрос, почему старообрядцы так долго жили.
Думаю оттого, что жили они с молодыми, о стариках заботились, за ними ухаживали, хорошо кормили, их лечили, и главное — с ними считались, они чувствовали свою нужность, сопричастность.
В семье они были нужны всем и каждому в отдельности. Бабушке только дедушка не внук. Были женщины, которые, оставаясь одни после смерти мужа, переставали заботиться о себе.
- Ребёнка воспитывала и вся семья, и община. Хошь узнать про детей, так спроси у людей. Если вдруг ребёнок не очень хорошо ведёт себя в деревне, то родителям сразу скажут: «Марья, у тебя Ванятка не здоровается с людьми». И Марья строго поговорит с Ваняткой.
Если оставался старик один, за бобыля хлопотала вся община.
Скажут: «Ивановна, ты эту неделю за Ананьевной ходишь». И Ивановна бегом будет бегать, всё чисто вести, кормить, поить, ухаживать, уговаривать, успокаивать; помочь, поднести, подать, пожалеть, всё будет делать Ивановна для Ананьевны. Приготовь домашнюю пищу, а потом отдай её нищему. Походила она, другая будет, третья, снова очередь доброй Ивановны подойдёт, и она скажет мужу: «Ваньша ты, Ваньша, давай Ананьевну возьмём, пошто она одна мыкается-то?» И возьмут. И при такой большой семье и докормят, и допоят.
Поверьте мне, так и было.
Если остался ребёнок сиротой, хоть русский, хоть алтаец, собиралась община, решала, кому отдать. У него, может, семейка во всю скамейку, но он возьмёт, и выкормит, и выучит, и о неродном будут заботиться больше, чем о родных.
Сирота в дом — счастье в дом.
Продолжение следует…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5