Наиболее распространенным типом постройки из дерева был жилой дом. Его архитектура, постоянно обновлявшаяся, рождала, по сути дела, все строительные и композиционные приемы деревянного зодчества. И. В. Маковецкий по этому поводу писал: «Здесь формировались и основные принципы гармонического построения архитектурных форм. Здесь складывались прочные основы плотничного искусства, позволявшие народным мастерам свободно и смело воплощать свои строительные замыслы».
Жилой отапливаемый дом изнашивался быстрее других сооружений, а потому даже в дореволюционных исследованиях не упоминаются избы старше конца XVIII в. О более ранних периодах развития жилой деревянной архитектуры на Руси можно судить лишь по летописным, изобразительным и археологическим источникам. В летописях можно найти сведения о домах зажиточных горожан и бояр, но в них нет данных о рядовых жилых постройках.
Археологические раскопки послевоенных лет в Новгороде, Пскове, Старой Ладоге, Торопце, Дмитрове, Звенигороде, Белозерске и Киеве дали обширный фактический материал, который позволил не только проследить эволюцию срубного жилища на территории Древней Руси в IX—XVI вв., но и осуществить предположительную реконструкцию сельского и городского жилых комплексов.
Археологические исследования помогли составить представление о жилищах средних и беднейших слоев населения в периоды формирования славянской, а затем древнерусской культуры и убедительно доказали, что русское жилище зародилось и развилось на основе древнейших местных типов и что древнескандинавское, германское, греческое и западноевропейское влияния не оказали какого-нибудь значительного воздействия на архитектуру русского жилища.
Находки при археологических раскопках намного расширили представления о древнерусской культуре в целом и позволили уверенно говорить о высоком строительном искусстве русских плотников в IX—XIII вв., оказавшем большое влияние на дальнейший ход развития русской национальной культуры.
Вологодские хоромы по порядной 1684 г. являлась односрубная четырехстенная изба с сенями, что подтверждается всеми источниками, включая археологические.
К этим двум элементам нередко, особенно в крестьянских жилищах, присоединялся третий — холодная «клеть» для хранения имущества или для жилья в летнее время.
Так образовалась трехчастная планировка дома, состоявшего из теплой части —«избы» («истопка»—«истьба»—«изба»), «сеней» и «клети», ставившихся обычно на «подклет» для сохранения тепла. Данный тип отапливаемого жилища формировался прежде всего под влиянием природно-климатических условий. В городских трехсрубных жилых домах каждый сруб имел свою кровлю; средний сруб (сени) изредка делался более низким, чем боковые, высота которых иногда достигала трех этажей. Нередко холодные сени были каркасными. Изображения подобных двух- и трех-частных жилых домов хорошо видны на плане Тихвинского посада (1678 г.) — см. рис. 1.10.
Находки при раскопках, ряд исторических документов и порядных записей дают представление о планировке и облике богатых посадских домов и хором XVII—XVIII вв. в Новгороде, Вологде, Олонце и других городах. Здесь, соблюдая традиционную трехчастность, осуществляли разные варианты архитектурного решения. Так, по письменному договору — порядной 1684 г.— Вологодские хоромы имели два жилых этажа на подклете и чердак, причем нижние горницы были срублены с остатком, а верхние —«в лапу» (рис. 1.11). Жилые отапливаемые помещения — горницы (площадью по 40 м2) — располагались по двум сторонам от холодных сеней, в которых размещалась и лестница.
Текст упомянутой порядной позволил реконструировать также внутренний вид горниц с резными скамьями вдоль стен, со стесанными «в лас» бревенчатыми стенами и тесовыми потолками по матицам, забранным «в косяк» (рис. 1.11). Порядная указывает, что сени и горницы в этих хоромах покрывались под одну двускатную кровлю. Таким образом, это была крупная трехэтажная постройка высотой 8—9 м до свеса кровли, с площадью этажа 120 м2.
Были и более сложные объемные решения трехчастных посадских хором, о которых известно из источников XII— XVII вв. В таких хоромах по одну сторону от сеней (рубленых или каркасных) устраивались горницы («покои»— спальни) : теплые — внизу, летние («терема»)— наверху, а по другую в отдельном срубе — общее помещение для всей семьи, а также приема гостей —«пова-луша» (от древнерусского слова «повальный»— общий) — в два-три этажа («житья»). В подклете размещались подсобные помещения — кухни, кладовые, бани.
Горницы, сени и повалуши были разной высоты и имели самостоятельные кровли. Наиболее высокая часть — пова-луша — имела разнообразные покрытия: в виде бочки, как в шестиэтажных хоромах Строгановых в Сольвычегодске (рис. 1.12, а), срубленных в 1565 г. (по рисунку Афанасия Чудинова, сделанному за год до их разборки — в 1793 г.), либо на два ската, как в Московских хоромах XVII в. (рис. 1.12, б) или же хоромах дъячего двора в Олонце того же периода (рис. 1.12, в).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев