Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. "Я еду к тебе, в твои лона и пастбища" , — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.
С. А. Есенин, 1918 "Ключи Марии"
Русь-Матушка велика, её обширная территория обусловила разнообразие природы, традиций, одежды, архитектуры. Так, деревянные строения на одном конце страны, могут значительно отличаться внешней отделкой, узорами, украшениям от строений на другом ее конце. Но одна деталь смогла объединить большинство русских жилых построек.
Главенствующая деталь любого жилища в традиционном русском зодчестве это охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Его также именуют: "голова" дома, "князь" ("кнес"), "князек". У славян, чаще всего, данный элемент имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием для него является "конёк". В русских деревнях конёк испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.
На Русском Севере встречаются даже двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу. Зачастую к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла — четырьмя "ногами", скаты крыши - "крыльями" божественного коня.
Похожее отношение к крыше дома, как и декорирование её фигурами различных животных, было распространено и среди европейских народов. Ближайшие аналоги традиции водружать на крышу изображение конский головы, находятся на территории современной Северной Германии. Причём в России и Германии рассматриваемые проявления абсолютно идентичны.
Похожее отношение к крыше дома, как и декорирование её фигурами различных животных, было распространено и среди европейских народов. Ближайшие аналоги традиции водружать на крышу изображение конский головы, находятся на территории современной Северной Германии. Причём в России и Германии рассматриваемые проявления абсолютно идентичны.
Резные коньки на крыше деревянной избы были не простым элементом декора, а служили своеобразном оберегом, имели сакральное значение для проживающих под крышей людей. Конь всегда считался у славян священным животным, связанным со светлыми Богами, и хранил человека от сил зла. Он играл особую роль на свадьбах, во время проведения всевозможных праздников, в погребальном обряде.
В первую очередь, это образ коней, которые запряжены в колесницу и везут Ярило - Солнце по небосводу. Днем Солнце проплывает над миром живых, а ночью проплывает над миром мертвых, даруя свет и ему. Со временем Бог забылся, или этих богов стало много, а повозка - Солнце и кони, как образ доброй жизненной силы, остались в генетической памяти народа.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев