История одного железнодорожника
Он немало сделал для развития отечественной железнодорожной отрасли. Так Михаил Никитьевич Цой участвовал при строительстве первой автоблокировки железнодорожных путей Турксиба в Семипалатинске. Кроме этого есть в его биографии еще один примечательный факт - в послевоенные годы он работал в Министерстве путей сообщения КНДР.
Родился Михаил Цой в селе Тизенхе (Приморский край). Он был четвертым ребенком в многодетной семье. Жили они, как и большинство корейцев того времени, в основном за счет собственного хозяйства. Смышленый не по годам мальчик самостоятельно ходил в школу в соседний населенный пункт, где находилась школа. Чуть позже старшие братья уехали на учебу в поселок Вяземский-Бикин. А затем к ним присоединился и Миша. Именно там он и окончил среднюю школу. Вообще, мальчика сначала звали Мироном, но в школе перепутали буквы и записали его как Михаил. Кто знает, может «новое» имя как-то и повлияло на его дальнейшую судьбу.
Во время депортации семью Цоев перевезли в село Шортанды (Акмолинская область), а затем они сами перебрались в Уштобе (Алматинскя область). Поселок постепенно рос, родители активно занимались сельским хозяйством. Жизнь, что называется, налаживалась.
Восемнадцатилетнего Михаила, как и других корейцев, в Армию не взяли, поэтому он устроился учителем младших классов в поселке «Новый мир» Каратальского района. Но в его голове зрели грандиозные планы на будущее. Проработав в качестве педагога всего два года, юноша отправился в Алма-Ату. Там он без проблем поступил в горно-металлургический институт им. О.А. Байконурова, так как с отличием окончил школу, а потом почти сразу перевелся в филиал Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ) имени В. И. Ульянова. И даже успел побывать на восстановительных работах в Ленинграде, после снятия 900-дневной блокады в 1944 году. На следующий год институт реэвакуировали и с собой в Ленинград забрали только выпускников и тех, кто готовил дипломные работы. Но юноша не хотел возвращаться в Уштобе и решился на авантюру. Вместе с товарищем по вузу они поменяли направление своих билетов с Уштобе на Томск. Подмены на их счастье никто не заметил, и путешественники благополучно прибыли в Томск. В новом городе его вместе с другом сразу приняли на третий курс Томского электромеханического института ТОМЭИ.
Успешно окончив вуз в 1948 году, молодой специалист направился работать на железную дорогу в Ташкент. Но он не мог долго находиться в Узбекистане и попросился в Алма-Ату, где его ждала любимая девушка. После письменного заявления молодого специалиста направили в Казахстан и определили на станцию Матай электромехаником. Через полгода ему выделили комнату, и в этом же году он женился.
Со своей будущей супругой Татьяной Ивановной Ким Михаил был знаком с детства. Правда, тогда в Бикине он не замечал скромную девочку с косичками. Но спустя много лет в 1943 году, когда приехал в столицу Казахстана, в День Победы приметил в толпе красавицу. Тогда она только приехала поступать в медицинский институт. Не знали тогда молодые, что проживут друг с другом много счастливых лет.
Не успели молодожены пожениться, как через четыре месяца поступил приказ управления железной дороги о переводе Михаила в Семипалатинск. Там впервые на Турксибе начали строить автоблокировку путей и ему, как дипломированному инженеру, поручили следить за работой. В Семипалатинске он проработал до 1953 года, сначала инженером железнодорожной дистанции, а затем заместителем начальника.
В 1954 году из ЦК компартии СССР Михаилу Никитьевичу пришло приглашение поработать в Северной Корее. Тогда Советский Союз помогал братской республике восстанавливаться после войны. Он с удовольствием согласился, хотя плохо знал язык. Наконец, получив в мае 1955 года от общества «Красного креста» визы и вид на жительство, супруги отправились в КНДР.
В Пхеньяне казахстанских специалистов хорошо встретили. В послевоенные годы город был почти полностью разрушен, но стояли двухэтажные постройки, в одной из которых и поселили приезжих. Михаил сразу поступил на работу в Министерство путей сообщения. Там же он встретил своих сокурсников из Томска.
Михаил Никитьевич уверенно поднимался по карьерной лестнице: сначала начальником отдела, затем зам. начальника управления МПС, а потом его перевели начальником главного технического управления. Он ездил по постсоветским странам на все совещания как представитель от Северной Кореи, состоял в специальной комиссии по ж/д транспорту.
Супруга Татьяна Ивановна также успешно реализовывала себя в качестве акушера-гинеколога в транспортной больнице Пхеньяна. В Корее супруги прожили четыре года, а затем вновь вернулись в Казахстан.
Таким образом, Михаил Цой прошел путь от простого электромеханика до главного инженера проектного института.
А когда пришло время выходить на заслуженный отдых, с Михаилом Никитьевичем случился курьез – его чуть не лишили пенсии. Оказалось, что в его трудовой стаж не включили годы работы в КНДР. Но в итоге во всем разобрались, его общий стаж работы составил 77 лет, и ему полагалась персональная пенсия.
Михаил Цой является почетным железнодорожником и ему разрешено ездить по всем странам СНГ в вагонах любого поезда бесплатно.
В его жизни много достижений, но самое главное, конечно, - это большая и дружная семья. Вместе с супругой они воспитали двух сыновей - Анатолия и Юрия. А сегодня у них уже взрослые внуки - Андрей, Руслан и Полина и подрастают правнуки - Дуан и Кеори.
Надежда НАМ
Источник: http://www.koreilbo.com/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев