Часто бывает, что лошадь вырастает кусачей, людей ни во что не ставит. Это либо генетически передалось от родителей, либо приобретенное поведение по отношению к человеку. Как правило, с таким характером чаще встречаются жеребчики. Их инстинктивное желание быть лидерами, водить косяки приводит к желанию подчинить себе и человека.
* * * * *
У нашей кобылы Мануэллы в 1995 году родился жеребчик Мактум, он воспитывался нами только в присутствии матери, почти без табуна и сверстников. Со сверстниками он общался лишь в первые 8 месяцев своей жизни и то в основном в конюшне при денниковом содержании, а не на пастбище, так как родился в сентябре, когда пастбищный сезон уже на исходе. Впоследствии вообще пришлось поставить эту пару «мать-сын» в изолированную конюшню, находившуюся вдалеке от остальных конюшен и лошадей. Движение для жеребенка было ограничено маленькой левадой, мать не хотела с ним играть, а человек гонял его по леваде или приучал к работе на корде.
У Мактума выработался стереотип поведения по отношению к человеку как к собрату. Он заигрывал, вставал на «свечки», бегал за людьми и хватал их зубами за что попало — рукав куртки, руки, спину, обшлага телогрейки, шапку, причем, схватив, сжимал зубами и не отпускал. Сначала это было игрой, и наказывать маленького жеребчика было жаль.
Но лошадь и человек играть могут не всегда, это опасно. Мактуму очень нравилось играть роль лидера, задирать вначале своих хозяев, а затем и всех подходивших к нему людей. Как тут будешь ласково обходиться с ним, без наказания? Приходилось обороняться палками, хлыстами, кулаками, жестоко наказывать его, но ничего не помогало. В итоге Мактум пядь за пядью отстаивал собственное «я», и отучить его от кусачести не помогли никакие меры, вплоть до кастрации. Человек из собрата превратился в противника, конкурента за лидерство.
Наблюдалась такая картина: жеребчик кусает человека за ноги. У жеребцов в драках происходит то же самое, так как конечности — самые уязвимые места тела, а также являются средством спасания лошадей бегством или побуждают жеребцов к драке. Таким образом, Мактум вызывал нас на бой, чтобы определить, кто сильнее и кто будет лидером. Однако удивительно дисциплинированным был он на работе: стоили его привязать — он часами мог стоять безропотно; никогда не сбрасывал всадника, не хватал его за ноги, не пытался уклониться от работы. Эти свойства я объясняю ранней правильной заездкой лошади: в 2-5-дневном возрасте мы с дочерью уже надеваем на жеребенка недоуздок не несколько часов, начинаем оповаживать, водить на вожжах, приучать к расчистке копыт, а в год — приучаем к седлу.
К сожалению, четырехлеткой мы вынуждены были расстаться с Мактумом. И оказалось впридачу, что это - конь одного хозяина. Очень долго и трудно шла с ним на контакт его новая хозяйка: была многократно покусана, но не сдалась. Мактум доверился ей, но когда эта пара выезжала в манеж на тренировки, то первым делом соловый устраивал «разборки» с находившимися там лошадьми (очевидно, «защищал» свою всадницу), а уж затем — безропотно работал.
Подобные случаи встречались не только в нашей практике, но и у других коневладельцев или людей, работающих с лошадьми, занимающихся фермерством и выращиванием лошадей в малых количествах.
Жалобы на злобность жеребчиков и на невозможность отучить их от кусания часто имеют место. Поэтому-то и рекомендуется выращивать жеребят в обществе их собратьев, сверстников. Ни в коем случае нельзя играть человеку с жеребенком, потому что выработавшаяся привычка игры с человеком у маленького жеребенка стойко переходит с возрастом в динамический стереотип и приводит к опасным ситуациям. От этого отучить практически невозможно.
(Источник: журнал "Гиппомания"
Автор: Татьяна Ливанова)
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев