В древнерусском (и старославянском) языке сани–сань означало «змея»: два полоза зимней повозки, скользящей по снегу, напоминали нашим предкам дружно ползущих змей. Кстати, сами эти скользкие брусья были названы тем же словом, что и одна из не ядовитых змеиных пород – полоз. Вот как тесно переплелись друг с другом сани, змеи, полозы и полозья.
Изящные, добротно сделанные сани – лучшая награда мастеру. А вот о том, как выбрать подходящий материал, подготовить его, и сделать сани, радующие душу, мы решили узнать у умельцев родного села Нюхча. Народная пословица гласит: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Как же это было на самом деле в Нюхче?
Материалы и технология изготовления
Заготовку материалов начинали в феврале – марте, в начале сокодвижения. В это время снега уже обсели, и, после дневных оттепелей, за ночь появляется наст, по которому можно передвигаться, не проваливаясь. Выезжали утром пораньше, пока насты держат. После обеда солнышко пригреет, наст проваливается под тяжестью человека, зато ехать обратно по влажному снегу – легче, меньше трение.
В мае, когда снег растает и станет тепло, начинали пилить березу на полозье. Сначала по бокам отпиливали горбыль, а потом дерево распиливали вдоль пополам, по сердцевине. В старину березовую заготовку не пилили, а кололи. Береза, когда она прямослойная, хорошо колется. Затем распиленные заготовки парили в парнике по два или четыре полоза. Парник состоит из деревянного короба, под которым находится бочка с водой. Под бочкой разводили костер, чтобы вода кипела, и паром нагревали заготовки. Чтобы парник был теплее, его по бокам забивали мхом, а позднее – тряпками. Распаренные горячие заготовки укладывали в лекала и закрепляли клиньями. Лекала делали таким образом, чтобы в них можно было закрепить по два или по четыре полоза. Летом заготовки высыхали, их стягивали веревкой или проволокой, чтобы они не разгибались и убирали в сарай на хранение.
Если дерево от природы косотелое, то при высыхании оно идет в изгиб и полоз получается кривой. Брак использовали на подсанки, если полоз сильно выгнут, то его распиливали на копылья, топорище. Здесь сразу видно преимущество старой технологии: если дерево колоть, тогда брак обнаруживается уже при раскалывании.Заготовки на копылье распиливали по размерам и кололи, чтобы они за лето высыхали, далее их вытесывали, когда они уже высохнут. Если изделие штучное (про запас, а вдруг зимой пригодится на ремонт) старики иногда выбирали заготовки при расколке дров, старались выбрать березу на копыл с сучком. Далее вытесывали копыл так, чтобы сучок был расположен по направлению к вязу. Это было продумано для того, чтобы при завязывании воза веревка свободно проходила вокруг вяза, не попадала в зазор между копылом и нащепом.
Заготовки на оглобли нужно было окорить, чтобы за лето они высохли.
Если березу не обработать, то она за лето под корой трупела, проходила в негодность, разве только на дрова.
Ель для нащепов нужно было весной окорить, чтобы она за лето высохла.
Далее работу по изготовлению саней продолжали уже осенью. Сначала заготавливали иву для вяза, выбирают ровную, без горбин. Иву можно брать на вяз в любую пору, по мере надобности, в частом лесу, на открытом месте она сильно ветвится. Закрепляли клиньями в приготовленные лекала два полоза, (лекала были разных размеров, в зависимости от колеи саней и их назначения), пробивали в них дырки для копылья. Затесывали сухие копылы и ставили их в полоз. Сырую иву затесывали на месте сгибов и парили в печке. Чтобы заготовка в печке не сохла, кору с ивы не снимали, а места сгибов смолили. Парили так, чтобы сок выступил на месте сгибов и начала закипать смола. Пока вяз горячий, им связывали копылья попарно. Количество копыльев зависело от назначения саней – трехкопыльными были сани и подсанки, а четырехкопыльными были рыбацкие сани и для легких грузов (для сена – они длиннее). Первый вяз, которым стягивали загнутые концы полозьев, назывался говенник (если оглобли были короткими, то вяз нередко был в навозе). Вяз перевязывали проволокой, а в старину – чащей. Чаща – это тонкая еловая вица, ее щипали пополам, распаривали и стягивали вяз.
Для того чтобы полоз не разгибался, его загнутый конец стягивали с первым копылом чаповицей, которая была тоже из чащи.
Все правые и все левые копылья соединялись нащепами. Чтобы полоз меньше истирался, его подбивали железными полосками, а в старину мазали коровьим навозом. Также полозок подбивали, когда выезжали в море, чтобы к полозу не прилипал рассол. Весной с полозком сани легче скользили по талому снегу (уменьшалось трение).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев