Рекорды популярности среди компьютерных игр
«Тетрис» по праву считается одной из самых популярных компьютерных игр в истории. Огромные продажи, множество портированных версий, узнаваемость в поп-культуре - это лишь некоторые показатели успеха «Тетриса».
По оценкам, общее количество загрузок и установок мобильной версии «Тетриса» к 2014 году превысило 425 миллионов. Это делает «Тетрис» самой скачиваемой мобильной игрой в истории.
В 2007 году «Тетрис» был включен в топ-10 важнейших видеоигр всех времен по версии программы «Видеоигры в Библиотеке Конгресса». «Тетрис» был признан игрой, которая оказала значительное культурное влияние и имеет историческую ценность.
Также «Тетрис» неизменно входит в различные рейтинги лучших игр по отдельным платформам и в целом за всю историю индустрии видеоигр. Эти факты наглядно демонстрируют исключительную популярность «Тетриса».
Портирование Тетриса на разные платформы
«Тетрис» был портирован практически на все существующие платформы - персональные компьютеры, игровые приставки, мобильные телефоны, карманные устройства и многое другое. Это еще одно подтверждение колоссальной популярности игры.
Первоначально «Тетрис» был создан для компьютера «Электроника-60». Затем последовали версии для персональных компьютеров семейства IBM PC. Дальнейшее портирование происходило практически на любые популярные на тот момент аппаратные платформы.
Особенно стоит отметить мобильные версии «Тетриса» для карманных устройств и смартфонов. «кто изобрел тетрис» Портативность этих гаджетов в сочетании с простым игровым процессом Тетриса сделали мобильные версии чрезвычайно популярными. Миллионы загрузок подтверждают это.
В настоящий момент практически не существует значимой аппаратной или программной платформы, которая не получила бы свою версию легендарной головоломки.
Музыкальная тема из игры
Одним из узнаваемых элементов «Тетриса» стала музыкальная тема из игры. В оригинальной версии для Электроники-60 музыки не было. Но в дальнейшем практически для каждой значимой версии «Тетриса» создавалась своя уникальная музыкальная композиция.
Наиболее популярная во всем мире тема «Тетриса» - это русская народная песня «Коробейники» в обработке японского композитора Хирокадзу Танаки для версии игры на платформе Nintendo Game Boy. Именно эта мелодия теперь ассоциируется с «Тетрисом» для большинства людей.
Многие музыкальные коллективы создавали свои кавер-версии «темы из Тетриса». Также эта мелодия использовалась в качестве основы или сэмпла для электронной танцевальной музыки. Это еще один показатель узнаваемости «кто изобрел тетрис» бренда Тетрис в поп-культуре.
Тетрис в культуре и искусстве
«Тетрис» как одна из самых известных компьютерных игр оказал значительное влияние на поп-культуру и искусство. Образы, персонажи и музыкальные темы из Тетриса узнаваемы миллионами людей по всему миру.
Существует множество произведений живописи, графики, скульптуры и даже архитектуры, посвященных «Тетрису» или использующих его образы. Например, на фасаде одного из домов в Германии нарисована гигантская фигурка тетрамино.
Помимо «Темы из Тетриса», вошедшей в музыкальный мейнстрим, существуют песни, стихи и даже мюзиклы о «Тетрисе» и его создателе «кто изобрел тетрис». Можно с уверенностью сказать, что «Тетрис» стал неотъемлемой частью мировой поп-культуры, получив признание как образец выдающегося видеоигрового искусства.
Математический анализ игры
Тетрис, несмотря на кажущуюся простоту правил, является очень сложной в математическом плане головоломкой. Ученые доказали, что некоторые задачи, с которыми сталкивается игрок в процессе игры, относятся к классу NP-полных задач.
Это означает, что на данный момент не существует эффективного алгоритма их решения. Также была доказана теорема, согласно которой даже идеальный игрок, принимающий мгновенные и оптимальные решения, в конечном счете проиграет, если количество фигурок S и Z в последовательности будет достаточно велико. Хотя вероятность такой ситуации крайне мала.
Создатель Tetris Алексей Пажитнов смог придумать настолько увлекательную и в то же время сложную в математическом плане головоломку. До сих пор ученые находят в Tetris новые интересные математические свойства.
Количество возможных состояний доски 10x20 2,2*10^47
Такое огромное число возможных состояний игры делает невозможным перебор всех вариантов даже самыми мощными компьютерами. Поэтому требуются эвристические алгоритмы для нахождения хороших, но не обязательно оптимальных решений в Tetris.
NP-полнота некоторых задач Тетриса
Тетрис на первый взгляд кажется простой головоломкой. Однако при более детальном анализе выясняется, что некоторые проблемы, с которыми сталкивается игрок, являются NP-полными. Это означает, что до сих пор неизвестен эффективный алгоритм для их решения. «Кто Тетрис изобрел, того гением считать надо» - так говорят об Алексее Пажитнове, сумевшем создать игру, скрывающую в себе сложные вычислительные задачи.
Одна из NP-полных проблем в Тетрисе - это задача определения, существует ли последовательность из 7 следующих фигурок, которая приведет к проигрышу при любых манипуляциях игрока. Доказательство того, что эта задача действительно NP-полна, довольно сложное. Но интуитивно понятно, что перебор всех вариантов того, как можно разместить 7 случайно выбранных фигурок в поле 10х20, требует астрономического количества вычислений.
Еще одной интересной NP-полной задачей является вопрос о существовании последовательности из n фигурок, после которой любая следующая фигурка приведет к проигрышу. Было показано, что даже при фиксированном небольшом n эта проблема является NP-полной. А значит, мы не можем эффективно проверить, существует ли, например, последовательность из 10 фигурок, после которой игра обречена на провал.
Задача оптимальной укладки фигурки
Определение возможности заполнения квадратного отверстия заданного размера
Поиск способа удаления максимального числа линий заданным набором фигурок
Все эти задачи, возникающие в процессе игры в Тетрис, оказались NP-полными. Это еще раз подчеркивает тот факт, что Алексей Пажитнов сумел создать по-настоящему сложную в вычислительном плане головоломку. Ученые до сих пор находят в Тетрисе новые интересные особенности, порой даже удивляясь тому, насколько хорошо Пажитнов спрятал математическую сложность в простых правилах.
Влияние на развитие жанра головоломок
Тетрис оказал огромное влияние на развитие жанра головоломок. Благодаря простым правилам и бесконечному геймплею Тетрис завоевал популярность по всему миру. Успех Тетриса вдохновил многих разработчиков на создание похожих головоломок. «Кто Тетрис изобрел, того гением считать надо» - эти слова как нельзя лучше отражают вклад Алексея Пажитнова в развитие жанра.
Одним из наиболее известных клонов Тетриса является Puzzle Bobble. Цель игры - выстраивать цепочки одинаковых шариков, чтобы они исчезали. Принцип очень похож на Тетрис - нужно заполнять горизонтальные линии для того, чтобы они пропадали. Разница лишь в том, что вместо падающих фигурок используются цветные шарики.
Еще одна популярная головоломка, вдохновленная Тетрисом - Candy Crush. Цель игры также заключается в построении цепочек одинаковых элементов для их удаления. В данном случае в роли элементов выступают разноцветные конфеты. Идея очень похожа на цветной вариант Тетриса под названием Tetcolor.
Многие современные мобильные головоломки используют те же принципы, что и Тетрис, в основе своего геймплея. Элементы падают сверху в ограниченное пространство, и задача игрока - манипулировать ими так, чтобы заполнить горизонтальные или вертикальные линии. После заполнения линии элементы в ней исчезают, а на их месте появляются новые элементы.
Так что главная заслуга Алексея Пажитнова не только в создании самой головоломки Тетрис. Его идея породила целое направление головоломок, которое активно развивается и по сей день на различных платформах - компьютерах, игровых приставках и мобильных устройствах.
Различные модификации игры
За десятилетия существования Тетриса было создано множество его модификаций. Некоторые из них значительно усложняют оригинальную головоломку или добавляют абсолютно новые элементы геймплея. «Кто Тетрис изобрел, того гением считать надо» - эта фраза в полной мере относится и к создателям успешных модификаций Тетриса.
Одним из наиболее интересных вариантов является 3D-версия под названием Blockout. В этой игре действие происходит не на плоской двумерной поверхности, а в трехмерном пространстве, где падающие фигурки могут двигаться вверх, вниз, влево, вправо и даже в глубину экрана. Управление фигурками становится значительно сложнее.
Еще одна популярная модификация - Tetris Battle. Эта версия превращает Тетрис в соревнование двух игроков. Каждый игрок играет в классический Тетрис на своем поле, но при заполнении линий может отправлять мусорные блоки на поле соперника, мешая тому выстраивать конструкции.
Tetrisphere представляет собой трехмерную версию, в которой задачей игрока является укладывать падающие фигурки на сферу таким образом, чтобы покрывать ее поверхность. Это значительно усложняет задачу по сравнению с двумерным вариантом.
Существует также целый ряд модификаций с измененными типами фигурок. Например, в Pentix игровыми элементами являются фигурки от одного до пяти квадратов. В Tetraminos используются не 7, а 28 различных тетрамино. А в TetriX наряду с квадратами есть еще и треугольные элементы.
Тетрис сегодня
Спустя почти 40 лет после создания, Тетрис остается одной из самых популярных компьютерных игр в мире. Во многом это заслуга гениальной идеи, предложенной Алексеем Пажитновым. Слова про изобретателя-гения не теряют актуальности и по сей день.
И в наши дни Тетрис регулярно появляется в рейтингах лучших видеоигр всех времен и на всех платформах. Каждый год выходят новые версии Тетриса на консолях, мобильных устройствах и в виде онлайн игр. Несмотря на конкуренцию со стороны современных блокбастеров, Тетрису удается сохранять интерес миллионов игроков благодаря простым и вечным правилам головоломки.
Помимо продолжающегося выпуска новых версий игры, Тетрис регулярно проводит крупные официальные чемпионаты среди профессиональных игроков со всего мира. Эти соревнования показывают, что даже в простой на первый взгляд игре можно добиться впечатляющих успехов при должной тренировке и мастерстве.
Так что для миллионов игроков Тетрис навсегда останется игрой No1 - вне конкуренции по простоте и глубине геймплея. Гениальное творение Алексея Пажитнова по-прежнему удивляет и радует нас спустя десятилетия.
Попытки клонирования и защита авторских прав
Успех Тетриса породил множество попыток создать похожие игры-клоны без согласия автора оригинальной головоломки Алексея Пажитнова. Но, к сожалению, не все разработчики готовы были признать его авторство и платить лицензионные отчисления.
Особенно много клонов Тетриса появлялось в 1990-х годах на волне популярности игры. Эти клоны позволяли избежать выплаты лицензионных отчислений Пажитнову, иногда лишь слегка меняя правила или визуальное оформление. Примерами таких игр-двойников являются Block Buster, Block Out, Hatris и многие другие.
Для борьбы с нарушением авторских прав в 1996 году Алексей Пажитнов создал компанию The Tetris Company. Она начала активно преследовать в судебном порядке компании, выпускающие клоны Тетриса. Был выигран ряд громких судебных процессов, что позволило несколько уменьшить поток нелегальных копий этой головоломки.
Однако и сегодня периодически появляются новые попытки обойти защиту прав Пажитнова на интеллектуальную собственность. Поэтому борьба за признание его авторства и получение справедливого вознаграждения за создание одной из самых успешных игр в истории продолжается по сей день.
Перспективы развития Тетриса
Несмотря на почтенный возраст, Тетрис продолжает активно развиваться. У игры есть огромный потенциал для расширения аудитории и внедрения инноваций. Слова про гения справедливы, как никогда, ведь гениальное творение Алексея Пажитнова до сих пор вдохновляет разработчиков на создание новых версий легендарной головоломки.
Одним из перспективных направлений являются массовые многопользовательские соревнования. Уже сейчас существуют версии, где десятки игроков одновременно соревнуются друг с другом. Но потенциал для роста количества участников почти неограничен – в перспективе могут проводиться турниры на сотни или даже тысячи человек.
Еще одно многообещающее направление – дополненная реальность. Представьте, что фигурки падают прямо на ваш рабочий стол или кухонный стол. А друзья могут присоединиться к игре, находясь в соседних комнатах! Технологии дополненной реальности как раз позволяют воплотить такие сценарии в жизнь.
Разумеется, Тетрис будет и дальше адаптироваться к новым игровым платформам по мере их появления. Мы уже видели версии Тетриса в виртуальной реальности – игра идеально подходит для VR благодаря простому игровому процессу. Вероятно, головоломка Пажитнова будет портирована на новые поколения игровых консолей и выйдет на стриминговых сервисах вроде Google Stadia.
Нет комментариев