ОТХОЖИЕ ПРОМЫСЛЫ КОМИ КРЕСТЬЯН
Отхожие промыслы – заработки крестьян на стороне, «на чужбине», куда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки называли «отходниками».
В Конце XVIII – первой половине XIX вв. слабое освоение природных богатств Коми края, немногочисленные и малопродуктивные промышленные предприятия, вся совокупность местных промыслов не могли полностью поглотить избыток рабочей силы. С другой стороны, потребность населения в денежных средствах возрастала. Сказывались рост налогов и платежей, истощение охотничьих и рыболовных угодий, развитие товарно-денежных отношений и ряд других обстоятельств. В этих условиях жители Коми края начинают искать дополнительный заработок за пределами своего постоянного местожительства. Отходничество практиковалось в рамках отдельных регионов и за их пределами. Как правило, первый тип был связан с кратковременным отходом, второй – с длительной отлучкой работника от своего хозяйства. Хотя на практике иногда было сложно отделить отход в пределах, например, Коми края, от отхода в рамках Европейского Севера. Долговременный отход населения Коми края в основном был связан с уходом на заработки за его пределы. Законный статус отходнику долгое время давал только паспорт.
В первой половине XIX в. в Коми крае уход населения на заработки за пределы края возрастал. Так, в Объячевской волости Усть-Сысольского уезда в 1825 г. было выдано 8 годовых паспортов, в 1828 – 18 и в 1841 – 69. Понятно, что обычно значительно больше выдавалось отпускных билетов. В упомянутой Объячевской волости в 1841 г. их получили 662 человека. Одним из самых распространённых видов отхода крестьян за пределы края были работы по обслуживанию частных судов, которые проходили с различными грузами в Устюг, Вологду, Архангельск, Чердынь и другие места. Отходники нанимались лоцманами, кормщиками, гребщиками, бечевниками, судорабочими. Население печорских волостей обслуживало суда чердынских купцов, перевозивших хлеб, точильный камень и другие товары. Устьцилемцы в отдельных случаях нанимались на морские промыслы. На речных судах, проходивших с грузами по Печоре, Ижме, Цильме, Пижме, в 1840-1850-х ежегодно находили работу от 200 до 340 человек.
Особенно много работало на речных судах жителей Усть-Сысольского и Яренского уездов. Основными центрами, где они нанимались, были Устюжская, Усть-Сысольская, Койгородская, Сольвычегодская, Ношульская, Быковская, Никольская, Подосиновская и Вологодская пристани. В 1842-1860 гг. на обслуживании судов, которые прошли по рекам Коми края к Устюгу, Вологде, Архангельску, трудились от 4760 до 16 998 судорабочих, в основном жителей Усть-Сысольского и Яренского уездов. Некоторые жители Коми края находили заработок, занимаясь извозом. В Усть-Цилемской и Ижемской волостях перевозкой грузов в 1847 г. занималось 160 человек, в 1849 – 119 и в 1855 – 260 человек. Они перевозили на лошадях и оленях хлеб, рыбу, соль и другие товары в обе столицы, Архангельск, на Пинежскую, Никольскую и ряд других ярмарок. На юге края извозом особенно активно занимались крестьяне Объячевской волости. Здесь в 1838 г. этим промыслом кормились 540 человек.
С отходничеством за пределы Коми края неразрывно были связаны лесозаготовки. Обычно крестьяне нанимались не только на вырубку, но и на сплав леса-кругляка, досок и бруса. Какая-то часть крестьян вывозила в другие регионы соль, железо, чугун, замшу, кожи, пушнину, дичь, рыбу и другую продукцию, которую добывали или производили на территории края. Отход крестьян на заработки в пределах Коми края был полностью замкнут на обслуживании промышленных предприятий, кустарных мастерских и местных промыслов. В первой половине XIX в. иногда сложно было даже отделить местное производство от отхожего промысла. Без отходников в пределах края невозможно представить, например, судостроительный и лесозаготовительный промыслы. Определённые элементы отходничества были присущи для охоты и «брусяного дела». Многие сотни крестьян обслуживали основное производство на железоделательных и Серёговском солеваренном заводах. В целом отходничество в Коми крае носило повсеместный и массовый характер.
Уход крестьян «на сторонние работы», как указывалось, был оговорён получением разрешения от общины и местного начальства в виде паспортов или отпускных билетов. Однако некоторые крестьяне не имели денег на их приобретение или не хотели связываться с волокитой при получении «отпускных» документов. Поэтому нередки были случаи самовольного отходничества и занятие этими промыслами с просроченными документами. Таких «нерадивых» крестьян разыскивала полиция. Их предавали суду, штрафовали, подвергали телесным наказаниям. Но самовольные уходы в первой половине XIX в. продолжались.
Массовые перемещения такого количества людей не могли не оказывать влияние на народную культуру и быт, фольклор. Усилилось взаимодействие и взаимопроникновение культур, усвоение нового бытового и хозяйственного опыта в районах миграций.
Показательно, как отходничество повлияло на такой жанр народного фольклора как сказки. Интересные сведения, какими путями попадала сказка на Мезень, сообщил Ф. В. Плесовскому один из его исполнителей – А.С. Селиванов. Когда-то очень давно отец исполнителя после неурожайного лета отправился со своим соседом на заработки «добывать хлеб». Занимались пилкой дров и другими делами. На обратном пути, проезжая вычегодские деревни, попали к одному старику, сказками которого они заинтересовались. И только за то, чтобы старик продолжал рассказывать сказки, они пилили ему двое суток дрова. Вернулись они весной без лошади, в санках волокли ее шкуру, но зато с запасом сказок.
Сказки рассказывались, разносились разного рода странствующими сельскими ремесленниками: катанщиками, пимокатами, портными. В нижневычегодской и сысольских волостях Коми края, например, заготовление валяной обуви имело существенное распространение. Катанием обуви занимались исключительно по заказу и из материала заказчика. Из-за недостатка сырья для катания этот промысел был преимущественно отхожим. Уходили в Вятскую, Пермскую, Оренбургскую, Тобольскую губернии или же в другие волости, преимущественно северные, в своих уездах.
По сведениям И. А. Осипова, известный сказочник с. Большелуг Ф. Т. Мишарин знал сказки с детских лет, научился рассказывать их, когда ездил заниматься валянием. О сказочнике с. Корткерос Е. Д. Ладанове исследователь пишет: «… 36 туй ветлöма заводö; заводъясö ветлiгöн и медсясö велавлöма мойдны, öтилысь да мöдлысь» – «… 36 раз ездил работать на заводы; во время поездок на заводы и научился рассказывать сказки, от одного да от другого». К числу известных мастеров-исполнительниц следует отнести А. А. Шуктомову. Репертуар талантливой сказительницы не только велик, но и исключительно многообразен. За 16 лет А. К. Микушев записал от нее около 50 сказок. В 1980 г. вышел сборник А. К. Микушева «Ипатьдорса фольклор» (Фольклор села Ипатово, 1980), посвященный талантливой коми сказительнице. Он является пока единственным коми фольклорным изданием, где рассматривается творчество отдельного исполнителя. Во вступительной статье дается творческий портрет А. А. Шуктомовой. Кроме сказок А. К. Микушев записал от нее 100 песен, 60 причитаний, 150 частушек. В ее памяти хранился также громадный запас загадок, пословиц и поговорок. На всю округу она славилась как искусная плакальщица, знает не только свадебные, но и похоронные, рекрутские причитания. Причитать выучилась в своей деревне – еще в девушках. По рассказам, жизнь ее была не из легких. Работала прислугой, уборщицей. Вместе с мужем неоднократно ездили за Урал на отхожие промыслы, заготавливали лес, работали там на сплаве. Все это время она рассказывала сказки, узнавала там новые сюжеты сказок.
Отхожие промыслы стали одним из путей обогащения и коми песенного репертуара. Отходники возвращались в родные края с пустыми карманами, не забыв однако «прихватить» с собой новую модную песню или песню, сложенную такими же, как и они, отходниками. Сохранились даже конкретные указания о том, откуда была воспринята та или иная песня. Известно, что вымская молодежь часто шла на отхожие промыслы в Вятку. А. К. Микушеву удалось записать в д. Увдор Усть-Вымского райна в 1964 г. русскую песню «Как у нас во мастеровой». Песня эта была сложена мастеровым людом в Вятке и завезена коми отходниками на Вымь. В XIX – начале XX в. в коми устном творчестве формируется новый вид песенной лирики, стоящий на грани традиционных песен и частушечной поэзии. И родился он именно на рубеже двух веков, т.е. вслед за рождением нового частушечного жанра и в русском фольклоре. Причем эти песни, по мнению А. К. Микушева, «Родились в тот момент, когда в коми деревне получило массовый характер отходничество, когда процесс классового расслоения в коми деревне стал особенно интенсивным. Именно отходничество явилось той основной социальной средой, в которой родился новый фольклорный жанр – частые песни-воспоминания и частушки. Именно отходники, наиболее мобильная часть коми населения, имели большие возможности первыми уловить новые веяния и под влиянием новых жизненных впечатлений создать свое отличное от других художественное творчество». Основным создателем и потребителем таких песен была среда отходничества. Тема социальной несправедливости, торга, найма рабочей силы отчетливо стала звучать в коми песнях позднего происхождения, бесконечно варьируясь от песни к песне. В текстах некоторых песен отразились даже два термина отходничества. «Гуляйтöм» – так говорили, когда отходник отправлялся на заработки на одну зиму, на один сезон. «Зимогоритöм» – так называли отходников, уходивших на промыслы на несколько лет. Часто в новых песнях и частушках упоминался Богословский завод: «Кытчö сійö мунöма? – Богословö мунöма! – Мыйла сійö мунöма? – Брукила, колошила!» (Куда он отправился? – В Богослов отправился. – Зачем он туда отправился? – За брюками, калошами).
Богословский завод, построенный в 1770 г., к началу ХХ в. имел две церкви, богодельню, 8 тыс. жителей и множество пришлого люда – углежегов. Вот как писал о положении коми отходников на уральских отхожих промыслах Василий Немирович-Данченко: «Выносливость их (коми) выше всякого сравнения. Они вбивают в землю четыре низеньких столба, настилают на них крышу. Со всех сторон открыто. Под таким катафалком они спят в снегу месяцы, какие бы морозы ни стояли. Дров для себя не изводят; едят иногда сырое, например, соленую рыбу. Замерзают редко, хотя разумеется, и этот грех случается».
Вот в таких каторжных условиях приходилось жить тысячам вычегодских и сысольских отходников. «Коньöрöй да ратникöй» (Горемыка-ратник), «Коньöрőй да Ванькаöй» (Горемыка-Ванька), «Коньöрöй Падласовöй» (Горемыка Падласов). В этих песнях отношение к отходнику выражено сразу в зачине песни, в главном эпитете, которым награждается отходник «коньöр» (бедный, бедняжка, горемычный). И всегда подчеркнуто поданы картины безысходности бедняка. В песне «Кор ме вöлі кык арöса» (Когда я был двухлетним), записанной от бывших отходников, которые искали счастья на уральских заводах, на кажимских и ярославских промыслах, сказано: «Кажим заводö пыри, На Кажимский завод нанялся, Куим во нажевитчи... Три года зарабатывал... Богословыс кö ылын, Богослов-то далеко, Ярославыс ылынджык. Ярославль подалее. Богословас кö сьöкыд, В Богослове тяжело, Ярославас сьöкыджык... В Ярославле тяжелей...» Мотив безысходного горя не забыт верхневычегодскими певцами, которые замечают: «Енмӧ кайны – пос абу, К богу влезть – нет лестницы, Муö пырны – розь абу, Скрыться в землю – нет дыры, Ваö пыран – пöдан, В воду сунешься – утонешь, Уна вожа туй мунö, Много есть путей – дорог, Толькö менам туй абу... Только мне дороги нет...».
Главным героем новых песен был коми отходник, молодой парень, безуспешно пытающийся выбиться в люди, наладить собственное хозяйство при помощи отхожего промысла. Чаще образ отходника раскрывается «со стороны», обычно от имени его возлюбленной «Менам милöйöй абу» (Милого моего нет), «Менам рытъянöй абу» (Моего друга на вечеринке нет), «Ме кö петі рытйысьны» (Как-то вышла на посиделки). «Ме кö петі рытйысьны, Как-то вышла на посиделки, Менам друганöй из во, Мой друг не пришел, Кычö сія мунöма? Куда он отправился? Питимбургö мунöма. В Петербург отправился. Мыйла бара мунöма? Зачем он туда отправился? Машинала мунöма. За машинкой отправился. Мый машинанас карö? Зачем нужна машинка? Кашемир кöшель вурö, Кашемировый кошель сшить, Еджыд сарапан кöрö. Белый сарафан сшить». Молодая девушка создает эмоционально-окрашенный портрет отходника: «Яран ты дорö ветлі, К ненецкому озеру ходила, Роч казакöс аддзылі, Русского казака повстречала, Зелезеньöн зипунöн, В зелезеневый тулуп одет, Визьöн кушакöн, Полосатым кушаком подпоясан, Кукань ку да кепысьöн, Рукавицы из телячьей кожи, Баля ку шапкаöн, Шапка из овечьей шкуры, Тугъя, тугъя да вöньöн. Пояс с кисточками». Таков традиционный портрет отходника. В портретной характеристике отходника появляются детали нового фабричного костюма с обязательным реквизитом из калош, «сертука» (сюртука), «роч ной гач» (брюк из русского, т.е. фабричного, не самотканого сукна).
«Каля ты дорö ветлі-а К Каля озеру я ходила, Роч казаксö аддзылі, Русский там стоит казак, Визя кушака, В полосатом кушаке, Роч ной пальтоа, В пальто из тонкого сукна, Визя еджыд дöрöма. В рубашке белой в полоску. Галипея гача, В брюках галифе, Кромöвей сапöга да, В хромовых сапогах, Бобровка-шапка юрас. На голове бобровая шапка». Нарядный щеголь, одетый в новые суконные брюки и в камаши с галошами, постоянно привлекал воображение бедноты. Такой щеголь, которому удалось скопить деньги, казался особенно счастливым парнем. Обычно отходники возвращались без гроша в кармане, постоянные штрафы и поборы выматывали их вконец.
Но зато большая мобильность коми населения, широкое распространение отходничества способствовали активному появлению новых сказочных и песенных сюжетов.
На фото: 1. Богословский завод; 2. Крестьяне на бирже труда; 3. Мезенские коновалы.
Подготовлено по источникам: Тарбаев Б. И. Отхожие промыслы. — URL: history.syktnet.ru/02/14/068....; Коровина Н. С. Отражение миграционных процессов в коми фольклоре // Историческая демография. — 2019. — № 1. — С. 61-65.
Публикация подготовлена Библиографическим отделом Центральной городской библиотеки г. Сыктывкара (ул. Ленина, 78) для группы "Интересные факты о Республике Коми"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев