Покровский собор на Красной площади: прикосновение к русской истории
Не
зря говорят: неисповедимы пути Господни. Человек не знает, где может оказаться не
то что через год – даже в следующий час. Так и мы с сестрой, отправившись на
Красную площадь, без плана, а просто потому, что так сложилось, пришли к вратам
Покровского собора, или храма Василия Блаженного.
Старинный,
нарядный, знаменитый на весь мир собор стоит посреди площади, как царь. Стоит
давно, с самой закладки в 1555 году и завершения в 1561-м. За свои четыре с
половиной века стал свидетелем многих событий, успел повидать самого Иоанна
Грозного, при котором и был основан.
Неожиданным,
даже странным кажется в нем соседство форм и красок, и остается удивляться, как
уживаются друг с другом купола и шатровые крыши, крупные геометрические узоры и
каменный ажур. Но эта пестрота столь ладно подогнана, что все сосуществует в
гармонии. Все выражает национальный дух и вкус – ведь строили храм русские
самородки. Кстати, история сохранила их имена – Барма и Постник. По мнению ученых,
собор несет в себе еще более широкий смысл: является образом Небесного
Иерусалима и художественным воплощением современной ему идеи «Москва – третий
Рим», поскольку устроен подобно Влахернскому храму, где совершилось чудо
Покрова. И может быть, именно здесь, в сердце России, в одном из самых древних
ее памятников, можно проникнуть в тайны русской души? Как бы там ни было,
талантливые мастера на века расцветили красками монохром суровой снежной зимы и
хмурой дождливой осени.
Мы
тоже оказались у древних стен, когда природные пейзажи были бедны. То был день
в череде новогодних праздников, и храм-памятник принимал посетителей. Нас даже
порадовал неожиданный поворот маршрута: ни я, ни моя сестра никогда не ступали
за порог московского чуда.
Какая
она внутри, наша национальная святыня и символ? Этот вопрос мы задавали себе
многократно. Книги, открытки, даже фильмы – совсем не то, что личное визуальное
и пространственное восприятие.
И
вот мы, крестясь, ступаем за двери. На входе предупреждают: «Фотографировать
без вспышки». Улыбаемся в ответ: «Поняли». В храме холодно. Перед нами теснится
группа с гидом. Из-за этого почти ничего не разглядев в нижнем приделе,
отправляемся дальше в свободное путешествие. В следующем помещении видим музей
с иконами XVI века. От одной из них –
Знамение Божией Матери – долго не могу отойти. Образ большой по размеру,
величественный, намоленный – и будто живой. Запомнился вышитый покров на мощи святого
Василия Блаженного, где подвижник изображен в полный рост. Работа мастеров из
далекого прошлого хоть и поблекла от времени, но сохранилась очень хорошо.
Проходим
на второй этаж. А здесь – под каждым куполом по камерной церковке – всего человек
пять-шесть перед иконостасом встанут. Несколько приделов расположены, как
соцветие, на одном основании, и очень близко друг к другу. Всего в соборе
одиннадцать приделов. Убранство в каждом из них – свое. О нем можно
рассказывать часами и ничего толком не рассказать – в этом случае точно лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать. Центральный престол посвящен Покрову
Пресвятой Богородицы, остальные – Святой Троице, Входу Господню в Иерусалим, святому Николе Великорецкому, Трём Патриархам: Александру, Иоанну и Павлу Новому, Григорию Армянскому, мученикам Киприану и Иустине, преподобному Александру свирскому и Варлааму Хутынскому, Василию Блаженному и Иоанну Блаженному. Нигде
такого не встречала!
Переходы
между помещениями – узкие-узкие. Кое-где заметны следы реставрации – новые
кирпичики. И – совершенно удивительные росписи на потолках и стенах в полутемных
коридорах. Растительный орнамент, невиданные завитушки, геометрические узоры – ни
одной повторяющейся фрески. Пестро, затейливо, сказочно…
-
Как будто цветными мелками нарисовано или карандашами «Полицвет», - верно подмечает
сестра.
Из
окна, что уже в коридоре на выходе, открывается чудесный вид на Спасскую башню.
Мы делаем несколько фотографий – получается красиво и необычно. Здесь
путешествие в XVI век заканчивается. Но мы
уносим с собой неизгладимое впечатление, глубокую благодарность строителям и
многократно умножившуюся любовь к древней московской святыне.
Поэтому
настоятельно рекомендую уважаемому читателю: если только случится такая
возможность, обязательно посетите уникальный собор Покрова Пресвятой Богородицы
в Москве. Прикоснитесь к отечественной истории и составьте свое, неповторимое
впечатление о храме-памятнике.
Александра
МИХАЙЛОВА. Колокольный звон, №4 за апрель 2019 г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев