Развитие сильного мышления редко бывает самоцелью, обычно развивают мышление «ДЛЯ». Например, для надежного решения любых задач, для практической и теоретической деятельности, и, что важно, для успешной обучаемости.
Процессы мышления можно разбить на два класса:
- неосознаваемые и, поэтому, неуправляемые (наше обычное мышление);
- осознаваемые, то есть, в принципе, могущие быть управляемыми.
Именно этим отличается «ТРИЗовское» мышление – УПРАВЛЯЕМОСТЬЮ И АЛГОРИТМИРОВАННОСТЬЮ, то есть мышление по правилам, в этом – сила ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач).
Человечество создало много эффективных методов и приемов решения задач. Чтобы развить СИЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (синонимы – управляемое, высокоэффективное, творческое) необходимо СОЧЕТАНИЕ ВСЕХ видов, способов, методик и приемов мышления, которое создало человечество, включая, разумеется ТРИЗовское как основное, плюс глубокие знания, хорошая память, внимание, воля, трудолюбие.
Психологи различают следующие этапы развития мышления:
1) 0 - 4 года и далее.
ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ или НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ мышление. Оно связано с первыми практическими действиями ребенка над предметами (посмотреть, потрогать). За желанием и мыслью следует действие. Развиваются основные двигательные функции, созревает чувственная сфера, интенсивно развивается мыслительная деятельность. Ребенок повторяет действия взрослых («делай как я»).
2) 2 – 7 лет и далее.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ мышление. Опирается на восприятия, представления и мыслительные операции с образами объектов. Развивается речь. Усложняются двигательные функции и игровые движения. Созревает эмоциональная сфера. Формируются высшие нравственные эмоции – совесть, чуткость, забота, товарищество…
3) 5 – 10 лет и далее.
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ или ПОНЯТИЙНОЕ мышление. Это «взрослое» мышление понятиями. Оно в большей степени связано со знаниями и размышлениями, чем с образами. В это время начинают высказывать свое мнение, спорить.
Представленные этапы, разумеется, схематичны, ранние виды мышления не уничтожаются с возрастом, а преобразовываются в высшие формы мышления, совершенствуются и развиваются параллельно всю жизнь.
Начать развивать сильное мышление с использованием Теории Решения Изобретательских способностей можно на мастер-классе 14го декабря в 18:30 "Другие дети"
Звоните: 609-806
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев