Чем глубже погружаешься в тему, тем активнее пытаешься «диагностировать» отклонения в поведении знакомых людей. И да – невольно ищешь симптомы недиагностированной болезни, которые медики условно называют «красными флажками», и у себя... Но, пожалуй, не стоит «включать психиатра», хотя мысли в голове роятся. Как в любом деле, так и особенно в этом, доверять стоит лишь профессионалам. Медикам – в вопросе диагностики, педагогам – в вопросе социализации.
К сожалению, детского психиатра в Кольчугине нет, возможно, с открытием новой детской поликлиники он и появится. Отсутствие специалиста отчасти усложняет процедуру постановки диагноза, хотя для родителей, которые хотят помочь своему ребёнку, поездка в областной центр – не препятствие. А у нас, в Кольчугине, с детьми, страдающими аутизмом, профессионально работают в детском садике №4 «Светлячок».
Аутизм – это не одно заболевание, а группа расстройств психического развития, которая характеризуется совокупностью нарушений социального взаимодействия, общения и стереотипного поведения. Под словом «аутизм» понимают огромное количество заболеваний с различной степенью выраженности клинических симптомов. Поэтому их принято называть расстройствами аутистического спектра (РАС). В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек.
Симптомов РАС – десятки. Любой из них по отдельности, например, тяга к одиночеству, нелюдимость, раздражительность от громких звуков или неумение выражать эмоции – ещё не значит, что у ребёнка аутизм, но набор таких «флажков» – уже повод для тревоги. И есть, как сегодня утверждают профильные врачи, один специфический фактор, свойственный только аутизму – это нарушение коммуникации, нарушение взаимодействия с другими людьми. Когда мама обращается к ребёнку, а он не реагирует на её голос, не поворачивается. Когда ребёнок не способен установить зрительный контакт с собеседником. Или у самого ребенка есть просьба, но он, не используя речь, тянет маму за руку. А если мама не угадала, что именно хочет малыш в этот момент, то он начинает демонстрировать протестное поведение. Истерика – самая лёгкая форма выражения несогласия, очень часто такие дети в качестве протеста причиняют себе боль: бьются головой о стену или об пол, расцарапывают или кусают себя в кровь. Это их способ отключиться от сенсорной перегрузки. По-другому выражать эмоции они не умеют. Как не умеют «считывать» эмоции окружающих. Их нужно этому обучать, используя специальные методики.
Об особенностях взаимодействия с такими детьми мы беседуем с педагогами ДОУ №4. Первая группа для детей с РАС здесь была открыта в 2019 году, в 2022-м – вторая. В каждой – по пять разновозрастных ребятишек (от 4 до 6 лет).
– Разный возраст детей – это не проблема, – поясняет воспитатель одной из таких групп Светлана Станиславовна Квитко, – т.к. занятия проходят либо индивидуально, либо по подгруппам в 2 человека.
Вместе с коллегой, воспитателем Анной Геннадьевной Долговой, они выработали ряд правил, которых придерживаются в работе. Это и безусловное принятие ребёнка с его особенностями, и строгое соблюдение режима и повседневных ритуалов, что для ребёнка с РАС – залог спокойствия, безопасности и понимания сути происходящего:
– Каждое занятие начинаем с условного приветствия, – рассказывает Светла Станиславовна, - Рукой ребёнка я дотрагиваюсь до его груди и говорю: «Я – Саша» (например). Ребёнок повторяет действие сам. Затем я также дотрагиваюсь до своей груди: «Я – Света». Изо дня в день мы повторяем это приветствие. Сейчас все дети знают свои имена и как зовут других ребят в группе. Это не значит, что они стабильно откликаются на имя. Поэтому в общении мы активно используем альтернативную коммуникацию: жесты, карточки. Говорим спокойно, чётко, кратко.
Ежедневные «обнимашки» – тоже правило. Дети с РАС не тактильны: не терпят, когда до них дотрагиваются, вообще не приемлют тактильного контакта. Но когда «обнимашки» становятся ритуалом, дети учатся это принимать. Сначала просто прикосновение, затем поглаживание по спине, голове.А спустя год дети уже играют в «ловишки»: кто-то бежит со смехом (проявлять эмоции их здесь тоже учат) прямо в объятия воспитателя, а кто-то робко выставляет руку вперёд, демонстрируя понимание, что товарища нужно коснуться рукой. Коснуться она (это девочка) пока не может, но и эта вытянутая вперёд рука воспринимается педагогами как очередная маленькая, но важная победа, из которых складывается общий результат. Здесь, исходя из опыта работы, не надеются на быстрый эффект. И в соответствии с методикой девочку эмоционально хвалят даже за эту вытянутую вперёд руку: она молодчина! И она должна это понять и запомнить, ведь, чем сложнее ребёнок, чем глубже расстройство, тем дороже даже самый микроскопический результат.
А вообще результат может быть впечатляющим. Через пару месяцев здесь выпускают мальчика с РАС, которому, по мнению педагогов ДОУ, по силам будет учиться в обычной школе. Общими усилиями логопеда-дефектолога, психолога, воспитателей, родителей и медиков ребёнку помогли догнать ровесников в развитии.
– У него хороший интеллект, он многое умеет, способен обучаться. Он аккуратен, даже щепетилен в работе. Всё, что делает руками, делает чётко, со сложными элементами. Это наша звёздочка, – говорят воспитатели.
В какую школу ему идти – решение за психолого-педагогической комиссией. Но будет ли обычная школа во благо мальчику? Логопед-дефектолог с 45-летним стажем Наталья Владимировна Зорина в этом не уверена, т.к. ребёнок, при том что его расстройство довольно лёгкое, остаётся особенным, и ему всё же будет комфортнее осваивать программу в щадящем индивидуальном режиме.
– Сейчас фиксируют рост таких детей, – продолжает Наталья Владимировна. – Думаю, раньше все они просто сидели во вспомогательной школе с диагнозом шизофрения. Я много лет работала во вспомогательной школе и помню таких детей. Они прячутся, закрывают ушки, живут, как улитки в своих домиках….
Задача логопеда – вызвать звуки у этих детей, а они практически не говорят…. Особенно сложно работать с детьми, которые растут в условиях билингвизма (попросту – двуязычия), когда дома основной язык, например, таджикский, а в садике – русский. Это и для здоровых детишек сложность представляет, а что говорить про страдающих аутизмом. В итоге отдельным словам их получается научить, но связных фраз, тем более предложений, они всё равно не произносят.
В работе логопед использует пальчиковый массаж. Не с первого и не со второго занятия эти нетактильные дети позволяют даже «сороку-сороку» по ладошке поводить. Эта самая «сорока» – не просто игра, а стимуляция определённых зон мозга. Недавно в группу пришёл такой мальчик, который не позволяет дотронуться до ладошки, но Наталья Владимировна уверена, что ключик и к нему подберёт. Другие-то дети играют с удовольствием.
Есть игры, нацеленные на развитие радостного восприятия. Вызвать эмоции у таких детей, научить улыбаться и смеяться – тоже задача не с одной – с тремя звёздочками. Аутисты не смотрят в глаза собеседнику, у них отсутствует способность устанавливать зрительный контакт, и тут помогают яркие игрушки. «Ой, что у меня есть!» – восклицает Наталья Владимировна и в ход идут яркие игрушки, игрушки с секретом. Дети сами извлекают маленькие «киндеровские» игрушечки из-под молнии, вшитой в большую мягкую игрушку, катают их по ладошке, снова прячут. Сами по себе эти плюшевые вороны и собаки с пришитыми самим педагогом языками, наверняка вызвали бы гомерический смех у любого здорового человека.
– Отставание в речевом развитии свойственно и просто недоношенным детям, – говорит Н.В. Зорина. – Современная медицина сегодня вытаскивает недоношенных детей, рождённых чуть ли не на 23-й неделе беременности, но каким будет этот малыш… Мы – не врачи, диагнозов не ставим, но исходя из профессионального опыта делаем предположения, о чём может говорить то или иное отклонение. Так вот, по нашим наблюдениям, многие дети с РАС были зачаты посредством ЭКО, много недоношенных, много рождённых родителями после 35 лет. Это наши наблюдения, а выводы пусть делает медицина. К сожалению, с диагностикой таких детей всё ещё много проблем. Но ребёнка с глубокими отклонениями видно со спины.А уж с лица – с самого рождения. Он взгляд ни на чём сфокусировать не может.
Отечественная медицина пока не делает официальных заявлений, но согласно данным, представленным в интернете, сегодня врачи оценивают частоту встречаемости людей с РАС как 1 случай на каждые 54 человека ( https://medaboutme.ru/ ). То есть, если вы возьмете сотню людей из своего окружения, двое могут оказаться аутистами. Откуда рост? То ли в «разработку» диагностов стали попадать люди, которые раньше считались нормотипичными, то ли заболеваемость аутизмом растёт. Вторую версию активно поддерживают противники вакцинации, мобильных телефонов, микроволновок и 5G в целом.
Обновленная статистика (2023) Центра по контролю и профилактике заболеваний США утверждает: аутизм встречается у каждого 36-го ребенка, причем у мальчиков в среднем в 3,8 раза чаще, чем у девочек.
Подготовила М. Осенева, газета "Кольчугинские новости" №13 от 02.04.2025, https://a-medianews.ru/index.php/item/3665-ushedshie-v-sebya Окончание в следующем выпуске КН
Фото из открытых источников
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев